Да, боятся, и боятся то самое войско, над которым имеют многократное превосходство. Дело в том, что сегодня "Свободу Ираку" придется действительно завоевывать, а не пережидать "Бурю в пустыне", как это было вчера. Свержение правительства Саддама требует захвата его столицы, а это предусматривает безусловное господство в воздухе на момент, когда наземные силы пойдут либо на решающий штурм, либо начнут втягиваться в город, уже покинутый противником.
Прекрасно понимая "стратегические" замыслы США, Хусейн этой весной превратил Багдад, в мощный опорный пункт, стянув туда практически все средства, особенно средства ПВО, отказавшись, по существу, от обороны остальной территории страны.
Именно багдадская система ПВО и не дает покоя американцам. Буквально накануне вторжения командующий авиацией Объединенной группировки генерал-майор Дэн Лиф заявил журналистам, что стянутые к Багдаду средства ПВО обладают такой огневой мощью, что, окажись "кто-то в радиусе поражения - обязательно пострадает. Все это делает Багдад серьезной проблемой".
Оценивая систему ПВО Багдада в целом, генерал по-военному прямолинеен и категоричен: "Это хорошо продуманная, мощная оборона. Под одним только Багдадом сегодня средств ПВО даже больше, чем было на всей территории Ирака во время "Бури в пустыне. А тогда их было немало".
Иными словами, похоже, потерь, не избежать, и каждая военная потеря, особенно в авиации - самом "наглядном" и широко рекламируемом виде вооруженных сил США - будет воспринята там весьма болезненно общественным мнением и лишь умножит и без того немалое число противников войны в Ираке.
Стараясь "минимизировать" потери и вообще избежать действия своей авиации непосредственно над средствами ПВО иракцев, союзники планируют нанести массированный ракетно-бомбового удар со значительного расстояния и подавить противовоздушную оборону вокруг Багдада, обеспечив дальнейший "свободный" полет истребительной и военно-транспортной авиации вокруг Багдада. Уже в первые 48 часов операции по позициям иракских противовоздушных сил предполагается выпустить в общей сложности 3 тыс высокоточных бомб и крылатых ракет.
Сомнений нет, потери у иракцев будут колоссальные, и багдадская система ПВО значительно пострадает, но, и это очевидно, не будет окончательно уничтожена. Бывшие советские зенитные комплексы СА-3, СА-2, СА-6 и СА-8, состоящие на вооружении Ирака, и сами умеют хорошо "огрызаться", тем более, что в последнее время Хусейн проводил серьезную модернизацию радиолокационной системы комплексов и развернул их на наиболее опасных для противника направлениях.
По признанию командования союзников, иракцы развернули огромное число зенитной артиллерии, крупнокалиберных зенитных пулеметов и скорострельных спаренных мобильных зенитных установок типа советских ЗУ-23-2 на участках предполагаемых трасс крылатых ракет, низкая высота полета которых и относительно невысокая скорость делают их уязвимыми для такого оружия.
Как отмечает "Нью-Йорк таймс", со ссылкой на источники в американской военной разведке, иракцы заготовили "сюрпризы" и для наступающих пехотных подразделений, транспортной авиации и самолетов наблюдения: вся территория вокруг иракской столицы покрыта густой траншейной сетью, наполненной нефтью. Ее подожгут, как только начнется наземная часть операции. Так что действовать придется в условиях сильного задымления, и целеуказания от воздушной разведки будут поступать с большими перебоями.
Особую тревогу командования группировки вызывает то, что, возможно, сразу не удастся подавить и уничтожить на территории Ирака позиции ракет советского производства класса "земля-земля" "Скад" и собственно иракских аналогов - ракет "Абабил-100", которые дислоцируются в настоящее время районе иракского порта Басра и вполне могут обстреливать территорию Кувейта. В противном случае американцам придется задействовать собственный комплекс ПВО "Пэтриот". Оружие это, конечно, эффективное, но будет достаточно и одного промаха, чтобы поставить под сомнение легендарный приоритет США в военной сфере.
Остались практически часы до начала первой широкомасштабной войны 21-го века, и командующий Объединенной союзной группировкой вооруженных сил в Персидском заливе американский генерал Томми Френкс, наверное, искренне говорит: "Я чувствую себя действительно хорошо", имея ввиду неизбежность начала боевых действий.