Рейтинг@Mail.ru
ИНТЕРВЬЮ РИА "НОВОСТИ" МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ИРАНА КАМАЛЯ ХАРРАЗИ - РИА Новости, 05.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

ИНТЕРВЬЮ РИА "НОВОСТИ" МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ИРАНА КАМАЛЯ ХАРРАЗИ

Читать ria.ru в
Дзен
ИНТЕРВЬЮ РИА "НОВОСТИ" МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ИРАНА КАМАЛЯ ХАРРАЗИ ВОПРОС: Господин министр, как Вы оцениваете итоги состоявшегося визита главы МИД РФ Игоря Иванова в Иран, каковы перспективы развития двусторонних отношений? ОТВЕТ: Визит главы российского внешнеполитического ведомства Игоря Иванова в Иран я воспринимаю как очень важное и значимое событие, особенно на фоне ситуации вокруг Ирака. Поэтому переговоры с Россией, которая является постоянным членом Совета Безопасности ООН, для нас особенно значимы. Сейчас международное сообщество и СБ ООН находятся на пороге больших испытаний, любая ошибка может привести к трагедии. Мы удовлетворены тем, что Россия играет в Совете Безопасности важную роль и предпринимает усилия по мирному урегулированию иракского кризиса. Позицию России, Франции и Германии по иракскому вопросу Иран полностью поддерживает. По нашему мнению, созданная антивоенная коалиция будет играть определяющую роль в разрешении ситуации вокруг Ирака. Кроме того, на...

Господин министр, как Вы оцениваете итоги состоявшегося визита главы МИД РФ Игоря Иванова в Иран, каковы перспективы развития двусторонних отношений?

- Визит главы российского внешнеполитического ведомства Игоря Иванова в Иран я воспринимаю как очень важное и значимое событие, особенно на фоне ситуации вокруг Ирака. Поэтому переговоры с Россией, которая является постоянным членом Совета Безопасности ООН, для нас особенно значимы.

Сейчас международное сообщество и СБ ООН находятся на пороге больших испытаний, любая ошибка может привести к трагедии. Мы удовлетворены тем, что Россия играет в Совете Безопасности важную роль и предпринимает усилия по мирному урегулированию иракского кризиса.

Позицию России, Франции и Германии по иракскому вопросу Иран полностью поддерживает. По нашему мнению, созданная антивоенная коалиция будет играть определяющую роль в разрешении ситуации вокруг Ирака.

Кроме того, на переговорах мы рассмотрели проблемы развития двусторонних отношений. Необходимо отметить, что, к счастью, российско-иранское сотрудничество развивается успешно, и в ходе переговоров особое внимание уделялось тем сферам, в которых сотрудничество можно было бы поднять на более высокий уровень.

Обсуждались также вопросы повышения совместной роли России и Ирана по установлению мира и безопасности в нашем общем регионе Кавказа и Центральной Азии. Еще одной темой переговоров была проблема Каспийского моря.

В целом, я считаю, это был успешный и своевременный визит.

Господин министр, Вы упомянули о возможном сотрудничестве с Россией в стабилизации обстановки на Кавказе. Какими Вы видите роль и участие Ирана в налаживании мирной жизни в этом регионе и, в частности, в Чеченской Республике?

- Действительно, мы рассмотрели ряд вопросов по обеспечению стабильности и безопасности в кавказском регионе, в частности, в Нагорном Карабахе, Абхазии и Грузии, а также в Чеченской республике. Думаю, что между странами этого региона должно быть больше согласованности и взаимодействия.

В этой области Иран готов сотрудничать с Россией и другими государствами региона.

Обсуждалось ли российско-иранское взаимодействие на афганском направлении и каков возможный механизм такого сотрудничества? Упоминались ли совместные проекты в экономической, политической, социальной и культурной областях в деле восстановления Афганистана?

- Да, конечно, на переговорах обсуждалась и афганская проблематика. Господин Иванов рассказал о российских планах, а мы представили свои проекты. По этому вопросу у нас с Россией одинаковая позиция, мы видим общие пути для сотрудничества с центральной властью Афганистана. Думаю, что реализация существующих проектов в различных областях по восстановлению афганской экономики может стать одной из самых важных и успешных.

В сфере возрождения Афганистана мы готовы сотрудничать и в трехстороннем формате - Россия - Иран - Афганистан.

Известно, что сейчас Тегеран ведет двусторонние переговоры о совместных разработках нефти на спорных территориях с Баку и Ашхабадом. На каком уровне они находятся? Кроме того, в ходе визита президента Туркмении Сапармурата Ниязова в Иран подчеркивалась близость позиций двух стран по проблемам Каспия. Что имелось в виду?

- Конечно, мы одобряем сотрудничество в области совместных разработок нефти на Каспийском море. Однако в первую очередь, я считаю, необходимо определить, какие именно зоны и территории являются совместными, а также установить принадлежность территорий к тому или иному государству. Если нам удастся провести справедливый раздел на Каспийском море, будет проще говорить о совместном сотрудничестве.

Позиция Ирана и Туркмении в этом вопросе общая, однако юридический статус моря должен разрабатываться на базе и с учетом Договоров между СССР и Ираном, заключенных в 1921 и 1940 годах. В Каспийском регионе необходимо выработать общий правовой режим. Каспий должен стать морем мира и дружбы. Мы стараемся развивать переговорный процесс с прибрежными странами и к настоящему времени уже достигли определенных успехов. Надеюсь, что на следующих заседаниях специалистов, а также встречах на уровне министров иностранных дел и президентов прикаспийских государств удастся добиться конкретных результатов и решить эту проблему.

Господин министр, на какой стадии находятся переговоры между Ираном и Азербайджаном?

- Мы уверенно продолжаем двусторонние переговоры и стремимся к справедливому разделению ресурсов, находящихся под дном моря. Этот процесс требует научного подхода.

Господин министр, возможно ли заключение двусторонних соглашений?

- По нашему мнению, двусторонний диалог является полезным, однако правовой режим Каспийского моря должен быть принят всеми государствами. Некоторые страны считают, что нужно провести прибрежную линию, определяющую границы прибрежных зон. В принципе, это является частью правового режима. Однако нельзя раздельно принимать решения по юридическому статусу моря. Это общая проблема и решаться она должна всеми прибрежными странами.

С Вашего позволения вернусь к иракскому кризису. Какое конкретное взаимодействие планируется между Россией и Ираном по проблеме Ирака?

- У нас общие позиции по иракской проблеме, мы против использования силы и считаем, что инспекции ООН необходимо продолжать, наблюдателям нужно предоставить возможность закончить работу. Мы уверены, что США односторонними действиями хотят установить новый мировой порядок, господство над другими странами, и стать единоличной мировой державой. Сейчас необходимо решить, как можно достигнуть разоружения Ирака мирными путями. В ходе состоявшихся переговоров с российским коллегой мы решили продолжить переговоры по этой проблеме.

Что же будет делать Иран, если США все же вторгнутся в Ирак и развяжут войну?

- Если это произойдет, Иран и Россия будут сотрудничать по различным вопросам. В частности, существует договоренность по переправке оставшихся в Ираке российских граждан через территорию Ирана. Кроме того, иракскому населению и беженцам будет оказана гуманитарная помощь. На международном уровне мы успешно сотрудничаем в рамках ООН.

Планирует ли Тегеран поддерживать контакты с Вашингтоном в случае начала военной операции?

- У нас нет ничего общего с США. Мы против американских планов, которые Вашингтон хочет осуществить в Ираке. Однако, если соседние с Ираком страны и государства-члены Совета Безопасности ООН будут вести консультации по вопросам урегулирования иракского кризиса, мы готовы принять участие в этих переговорах. Иран предложил ООН новый проект решения иракской проблемы. Согласно этой инициативе, 6 соседних стран плюс пять членов Совета Безопасности и генеральный секретарь ООН Кофи Аннан могут собраться и совместными усилиями принять меры по урегулированию иракского кризиса и определению будущего этого государства.

Какова на Ваш взгляд роль иракской оппозиции и, в частности, Высшего Совета Исламской Ресволюции Ирака /ВСИРИ/ во время возможной военной операции и в постсаддамовском устройстве?

- ВСИРИ является одной из основных партий в стране, и, несоменно, он должен сыграть определенную роль в возрождении Ирака. Эта оппозиционная партия предпринимает усилия по защите прав иракского народа. Именно народ должен играть основную роль в определении будущего своей страны.

В сложившейся ситуации никто не знает, что произойдет завтра, но в любом случае мы должны принять все меры, чтобы недопустить войну. Уверен, что для мирного урегулирования кризиса еще есть время. Учитывая то обстоятельство, что мировое сообщество выступает против войны, и количество стран антивоенной коалиции растет, я надеюсь на мирное разрешение иракской проблемы. Иран призывает США прислушаться к мировому сообществу и изменить свои планы.

Господин министр, принимая во внимание то обстоятельство, что это первое эксклюзивное интервью представителя СМИ России с Вами, российским читателям было бы интересно немного узнать о главе иранской дипломатии как человеке. Не могли бы Вы немного рассказать о себе?

- Не знаю, насколько это уместно. У меня есть два сына. Моя супруга - учитель.

Я закончил Тегеранский университет и еще один университет в США. После исламской революции 1979 года занимал различные посты в иранском МИД. В частности, работал заместителем министра иностранных дел, был послом Исламской Республики в ООН. Одно время занимал пост президента иранского информационного агентства ИРНА.

Внешнеполитическое ведомство Исламской Республики возглавляю уже 6 лет. Однако моей основной работой является преподавание в университетах. Мне нравится эта почетная обязанность. По мере возможности я стараюсь читать лекции в различных вузах. Моя специальность - психология.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала