Рейтинг@Mail.ru
На вопросы военного обозревателя РИА "Новости" Виктора Литовкина отвечает председатель Комитета по обороне Государственной Думы генерал армии Андрей Николаев - РИА Новости, 05.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

На вопросы военного обозревателя РИА "Новости" Виктора Литовкина отвечает председатель Комитета по обороне Государственной Думы генерал армии Андрей Николаев

Читать ria.ru в
НИКОЛАЕВ: АБСОЛЮТНОЕ БОЛЬШИНСТВО ДЕПУТАТОВ ГОСДУМЫ ПОДДЕРЖАТ ДОГОВОР С США ПО СНП На вопросы военного обозревателя РИА "Новости" Виктора Литовкина отвечает председатель Комитета по обороне Государственной Думы генерал армии Андрей Николаев ВОПРОС: В минувшую пятницу сенат Соединенных Штатов ратифицировал Договор межу Россией и США о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП), подписанный в Москве президентами Владимиром Путиным и Джорджем Бушем 24 мая 2002 года. Известно, что процесс ратификации должен идти параллельно в двух наших странах. Когда следует ожидать подобного решения Государственной Думы? ОТВЕТ: Мы не отстаем от американских коллег. Президент России Владимир Путин направил председателю Государственной Думы Геннадию Селезневу новый вариант законопроекта о ратификации этого договора, а спикер парламента передал его в комитеты по обороне и международным делам для ознакомления. Хочу заметить, что президент полностью согласился с нашими предложениями по...

НИКОЛАЕВ: АБСОЛЮТНОЕ БОЛЬШИНСТВО ДЕПУТАТОВ ГОСДУМЫ ПОДДЕРЖАТ ДОГОВОР С США ПО СНП

В минувшую пятницу сенат Соединенных Штатов ратифицировал Договор межу Россией и США о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП), подписанный в Москве президентами Владимиром Путиным и Джорджем Бушем 24 мая 2002 года. Известно, что процесс ратификации должен идти параллельно в двух наших странах. Когда следует ожидать подобного решения Государственной Думы?

- Мы не отстаем от американских коллег. Президент России Владимир Путин направил председателю Государственной Думы Геннадию Селезневу новый вариант законопроекта о ратификации этого договора, а спикер парламента передал его в комитеты по обороне и международным делам для ознакомления. Хочу заметить, что президент полностью согласился с нашими предложениями по ратификации, сделанными в прошлом месяце, отозвал свой законопроект и направил в Думу тот вариант, который подготовили депутаты.

Это была огромная работа, которую провели комитеты по обороне и по международным делам вместе с рабочей группой, что была создана парламентом под решение этой задачи. В ближайшие день-два мы на заседании своих комитетов рассмотрим заключения, которое сделаны по законопроекту, и есть два варианта развития событий. По одному из них закон может быть вынесен на парламентские слушания, которые могут быть проведены очень оперативно, с учетом того, что депутаты хорошо знакомы с текстом документа, и на следующей неделе он уже будет одобрен. Но не исключено, что парламентских слушаний не будет, и мы сразу выйдем на ратификацию.

К закону о ратификации планируется принять два постановления. Одно из них будет носить внешнеполитический характер и содержать предложения депутатов по выполнению этого договора президентом и правительством. Второе будет направлено на решение внутригосударственных проблем: как организовать работу по выполнению договора различными ведомствами, комиссиями, должностными лицами... Словом, на будущей неделе, я уверен, работа будет завершена.

В 1991 году из-за начала войны в Персидском заливе Верховный Совет России отказывался обсуждать Договор СНВ-1, в 1999 году уже Государственная Дума прошлого созыва не хотела ратифицировать Договор СНВ-2 из-за бомбардировок Белграда. Не случится ли так, что на ратификацию Договора о СНП опять повлияет ситуация вокруг Ирака?

- То, что конгресс и сенат США в экстренном порядке занялся ратификацией договора о СНП, свидетельствует о том, что Вашингтон крайне заинтересован в его существовании. Это раз. Второе - он посчитал целесообразным сделать это до начала военных действий. И это тоже показательно.

Что касается российской стороны. Конечно, боевые действия на территории Ирака, если они начнутся, не лучший фон для ратификации. И жесткая критика Соединенных Штатов, которая раздается в Москве, это самое большее, что в этих условиях мы можем сделать полезного для Вашингтона. Отнюдь не факт, что те, кто слепо поддерживает США сегодня, являются для него серьезными и надежными партнерами. Мы видим опасность такого поведения и того, как может выглядеть мир после бомбардировок Багдада. Потому и действуем так, чтобы реально помочь администрации США.

Вопрос об Ираке не единственный в наших отношениях. И далеко не главный. Есть масса крупнейших интересов и тем для сотрудничества, где наши точки зрения полностью совпадают. В частности, и по поводу Договора о СНП. Этот документ в значительно большей степени, чем, к примеру, Договор о СНВ-2, учитывает и интересы России. Он, с одной стороны, ставит определенные рамки сокращению стратегических наступательных потенциалов, а, с другой, оставляет нам полную свободу рук в решении вопросов собственной стратегической ядерной безопасности.

И при том, что он не лишен определенных недостатков, в первую очередь, с точки зрения контроля за процессом разоружения, по другим вопросам, тем не менее, в ситуации, когда положение в мире далеко от стабильности, этот договор нам крайне необходим. Комитет по обороне будет рекомендовать Государственной Думе ратифицировать Договор о СНП.

Но некоторые представители фракции КПРФ в Государственной Думе уже заявили в печати, что будут голосовать против договора о СНП, так как он, цитирую, "окончательно разоружает Россию". Не получится ли так, что накануне новых выборов в парламент отдельные, так называемые, "патриоты" из числа депутатов, пытаясь сыграть на ностальгических чувствах своих избирателей, постараются провалить ратификацию?

- Безусловно, политические страсти вокруг этого документа возможны. Но уверен, - я излагаю, конечно, свою точку зрения и не могу говорить за всех четыреста пятьдесят депутатов, - что абсолютное большинство Государственной Думы поддержит этот законопроект. Пусть коммунисты голосуют, как считают нужным.

Дело не в подсчете голосов, а в обосновании. Мы знаем о недостатках этого договора - и незавершение ратификации СНВ-2, и абсолютно негативная ситуация с выходом Соединенных Штатов из Договора по ПРО... Но не иметь вообще никаких договоренностей с Вашингтоном нельзя. Это, в принципе, то, чего, как вы помните, администрация Джорджа Буша вначале и добивалась. Они заявляли нам: вы действуйте самостоятельно, как хотите, мы будет действовать, как нам надо. Мы с Россией больше не враги, зачем нам какие-то договоры?! Ни с Францией, ни с Великобританией, ни с Китаем у нас ничего подобного нет, и это не мешает нам развивать с ними партнерские отношения. И то, что удалось убедить Вашингтон отойти от этой точки зрения, - очень большое достижение российского руководства.

Обе стороны крайне заинтересованы зафиксировать в юридически обязывающем документе тенденцию сокращения стратегических наступательных вооружений, а с другой стороны - показать, что мы оставляем для надежного обеспечения своей стратегической безопасности.

Давайте на минуту представим, что мы не ратифицируем этот договор. Что тогда? Американцы будут делать, что хотят. И они не будут сокращать свой стратегический ядерный потенциал. Им это, в принципе, и не требуется. Они в состоянии содержать такие ядерные силы, какие у них есть на сегодняшний день - больше шести тысяч зарядов. А мы не имеем подобной финансовой возможности. Если бы мы сумели выделить на оборону не 345 млрд. рублей, а хотя бы 50 млрд. долларов, мы смогли бы иметь потенциал, который равнялся бы американскому. Но есть у нас такие деньги? Увы, нет. И поэтому мы обязаны исходить из баланса возможного и необходимого.

Сегодня Комитет по обороне предлагает Государственной Думе законопроект, по которому будущие бюджеты станут выделять на оборону не менее 3,5 процентов (сегодня это 2,64 процента). Если депутаты готовы нас поддержать, то пусть голосуют за это. А политическая спекуляция ни к чему хорошему привести не может.

Повторюсь: я считаю, что законопроект о ратификации Договора СНП полностью соответствует стратегическим интересам российского государства, дает России возможность гарантированно обеспечить свою стратегическую безопасность. А вот как мы сами сумеем использовать такую возможность, это уже другой вопрос. И претензии, если что-то не получится, надо предъявлять к себе самим, а не к кому-либо другому. В том числе не к американцам.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала