Речь, конечно, пока не идет о детально разработанных проектах политических решений, таких, например, как поэтапный план установления федеративных отношений в Грузии. Подобный вариант мог бы считаться, по меньшей мере, с точки зрения российской стороны, да и грузинской - тоже, проектом окончательного политического урегулирования в Грузии. Таких далеко идущих планов политики, встречавшиеся в "Бочаровом ручье", перед собой и не ставили. Однако переговоры принесли конкретные и весьма важные результаты.
Как следует из итогового российско-грузинского заявления, стороны решили сосредоточиться на проблеме возвращения грузинских беженцев и перемещенных лиц в Абхазию, открытии сквозного железнодорожного сообщения Сочи-Тбилиси, модернизации каскада "Ингури-ГЭС" и определении перспектив других гидротехнических объектов в верховьях реки Ингури с привлечением при необходимости иностранного капитала. При этом открытие сквозного сообщения Сочи-Тбилиси увязано с возвращением беженцев и перемещенных лиц, в первую очередь - в Галльский район и должно осуществляться параллельно с ним.
Кроме того, президенты Путин и Шеварднадзе договорились о том, что в дальнейшем миротворческие силы, состоящие целиком из российских подразделений, будут находиться в зоне конфликта до того времени, пока одна из сторон конфликта не выскажется за прекращение операции.
Итак, старт нового этапа урегулирования в Абхазии дан. Его значение хорошо иллюстрируют слова Геннадия Гагулия: "строить дом надо потихоньку, с фундамента. И тогда наше строительство позволит нам построить дом содружества". Политический подтекст этого заявления предельно ясен: переговоры надо начинать - не забегая вперед и не делая широковещательных политических заявлений, но и не отодвигая решение насущных вопросов в долгий ящик.
Что касается России, то для нее один только факт организации встречи Шеварднадзе и Гагулия - уже неплохой результат. А положения, зафиксированные итоговом заявлении, позволяют утверждать, что Москва последовательно усиливает свое влияние в Закавказье. Причем влияние политическое. Ведь именно Россия является наиболее мощным кавказским государством (как ни странно это для некоторых прозвучит), и именно она обязана быть главным политическим посредником в регионе.
По завершении встречи президент России подчеркнул, что возобновление переговоров по полномасштабному урегулированию грузино-абхазского конфликта снижает напряжение на Кавказе в целом.
Важно, что нынешние переговоры, прошедшие фактически под эгидой России, не повредили ни российско-грузинским отношениям, которые пока далеки от идеальных, ни контактам с абхазской стороной.
Владимир Путин заявил, что российская позиция по грузино-абхазскому урегулированию "остается неизменной". "Эта проблема должна быть решена при сохранении территориальной целостности Грузии и учете законных прав и интересов многонациональной Абхазии".
Наблюдатели отмечают взвешенность российской позиции, позволяющей без спешки восстанавливать отношения Москвы и Тбилиси не в ущерб мирному урегулированию в Абхазии.
Правда, впереди очень долгий и трудный переговорный процесс, в котором России (в силу ее геополитического положения, экономической мощи, традиционного влияния в регионе) предстоит сыграть важнейшую роль.
Впрочем, начало положено.