Как подчеркнул министр культуры Михаил Швыдкой, ныне только на Севере остались исторические города со своеобразным укладом и диалектами, памятники зодчества, нематериальное культурное наследие - хоровое многоголосье, фольклор и целый ряд иных явлений русской культуры, признаваемых уникальными.
По словам министра, инициаторы программы "пытались определить, где, в каком регионе сохранился архетип русской культуры - наиболее чистый, не замутненный историческими напластованиями". Особое значение это достояние приобретает в эпоху глобализации, считает Швыдкой.
По его словам, программа развития культуры Русского Севера задумана не как региональная, а в масштабе всей России.
Среди главных ее направлений - сохранение и развитие устной народной культуры, фольклорной традиции, неповторимых пластов диалектальной лексики /например, говоров Поморья/, с которыми связано творчество столь крупных писателей, как Федор Абрамов или Василий Белов. Другой важный аспект - музыкальная культура, прежде всего певческая.
Директор Государственного республиканского центра русского фольклора Анатолий Каргин подчеркнул, что именно нематериальное культурное наследие разрушается быстрее всего, уходит вместе с носителями фольклора, которые не успевают записать и обобщить все им известное. Каргин напомнил, что наука опирается на "мощный текстологический пласт" фольклора.
Анатолий Каргин выступил с критикой устаревшей модели проведения фестивалей фольклора в России. По мнению ученого, "выбрасываются огромные деньги, но мало отдачи".
Швыдкой согласился с такой критикой. В разных регионах сегодня действует 190 тыс народных коллективов, однако, по словам министра, "аутентики мало", зато много китчеобразного эстрадного пения, которое "выдается за русское, но имеет к русской культуре такое же отношение, как матрешки на Арбате".
Как отмечалось на "круглом столе", центральное место в программе займут вопросы сохранения памятников истории и культуры, развитие музейного дела. Эти вопросы имеют в северных регионах "реальные экономические перспективы", способные существенно повлиять на социально-экономическое развитие регионов в целом.
Необходимо согласовать развитие музейного дела, сохранение и реставрацию памятников с развитием туризма, говорили выступавшие.
По их мнению, для некоторых городов и сел Севера "только развитие культуры открывает перспективы в завтрашний день, может стать тем локомотивом, который поведет за собой весь состав проблем социально-экономического развития города, поселка, села". Именно так трактуется в программе развитие старинных русских городов Каргополя и Сольвычегодска, Соловецкого архипелага, Пинежского района с деревней Федора Абрамова Веркола и Сурой - старинным селом Иоанна Кронштадтского.
Важный вопрос - сохранение памятников русского православия. По словам Михаила Швыдкого, "нами движет забота" о них. Но есть и такие исторические комплексы, которые являются "общим достоянием светской и религиозной культуры", и нужно "искать консенсус" их использования, "стараясь быть предельно толерантными", отметил Швыдкой.
Сохранение традиций возможно лишь в их использовании, отмечали участники дискуссии. "Опасно подходить к Северу как к заповеднику - он живой", - подчеркивали ученые. Русский Север - это "кладовая русской культуры", источник ее постоянной подпитки, отмечалось на "круглом столе".
В Минкультуре РФ собрались ученые и практики, чья профессиональная сфера связана с изучением и сохранением культурного наследия Севера: директор Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева Юрий Веденин, директор музейного объединения "Художественная культура Русского Севера" /Архангельск/ Майя Миткевич, начальник департамента культуры Вологодской области Валентина Рацко, федеральный архитектор по дереву памятников Карелии Татьяна Вахрамеева, директор музея деревянного зодчества Иркутска Владимир Тихонов, представители кунсткамеры Петербурга, глава управления культуры Чукотского автономного округа Тамара Бородина, епископ Архангельский и Холмогорский Тихон и многие их коллеги.