Накануне поездки в интервью РИА "Новости" Вальстрем заявила, что экология "является одной из важнейших составляющих политики ЕС".
"Европейцам стало очевидно, что дальше экономический рост невозможен, если не защитить среду, в которой живем. Возникло понятие устойчивого развития. Мы хотим создать гармоничную систему, основанную на экономическом росте, социальном развитии и сохранении здоровой окружающей среды. Экологическое сознание выросло из кризисов и катастроф. После прошлогоднего мирового саммита в Йоханнесбурге оно стало одной из главных тем политической повестки дня ЕС", - сказала Вальстрем.
На саммите, напомнила она, удалось зафиксировать общие цели в очень важных областях: санитарии, производстве и использовании химикатов, сохранении биологического разнообразия и др. Они предусматривают изменение неустойчивых условий производства и потребления. Формируется "коалиция воли" из стран ЕС и некоторых других государств, которые хотят развивать и внедрять "чистую" энергетику из возобновляемых источников.
"У нас в ЕС более 200 законодательных актов, покрывающих весь спектр проблем: воду, воздух... Это работающий механизм воздействия на частный бизнес. Есть и добровольные соглашения с крупными корпорациями. Они сами предлагают обязательства, которые готовы выполнять. Например, с производителями автомобилей мы договорились о сокращении вредных выхлопов у новых машин. Есть и экономические рычаги: налоги, льготы", - сказала Вальстрем.
"Европейская программа в области изменения климата - это совместный документ ЕС, в рамках которого работают члены союза. Мы определили целый ряд мер, которые должны быть приняты в ЕС и странах-кандидатах и которые должны обеспечить защиту окружающей среды минимальной ценой для экономического роста", - продолжила она.
Маргот Вальстрем, которая на международных форумах от имени ЕС активно и энергично боролась за принятие и ратификацию Киотского протокола об ограничении "парникового эффекта", причем вела трудные баталии с Вашингтоном, считает это своей важнейшей заботой. Это и одна из главных тем ее переговоров в Москве.
"Как я понимаю, Россия в принципе за ратификацию Киотского протокола, и вопрос лишь о сроках. Я верю, что Россия выполнит политическое обещание, которое в Йоханнесбурге дал премьер Михаил Касьянов. Сейчас уже 105 стран ратифицировали протокол. Конечно, без участия США он слабее, чем мог бы быть. США - крупнейший производитель "парникового газа". Но в чем альтернатива? Изменение климата - это глобальная проблема, которая касается будущих поколений, требует глобальных рамок решения. Мы надеемся, что сможем работать в этом направлении вместе с Россией и положиться на Россию", - сказала Вальстрем.
"Россия получила немало выгод в результате переговоров как в Бонне, так и в Марракеше. Мы, европейцы, пошли на большие уступки, чтобы она не выпала из киотского процесса. Допускаю, что она потеряет в лице США одного потенциального покупателя ее кредита на выброс "парникового газа". С другой стороны, Япония может частично восполнить эту потерю, как и потенциальные покупатели в Европе. Ратифицировав протокол, Россия войдет в международные рамки в ясными правилами, которые дают ей явные экономические преимущества", - отметила Вальстрем.
"Природное наследие России - это также и достояние Европы,- продолжила она. - Поэтому мы обеспокоены ее колоссальными экологическими проблемами. Российская общественность должна осознать очевидную связь между окружающей средой и здоровьем и необходимость вкладывать деньги в экологию. Инвестиции обернутся в итоге большой выгодой для общества в целом. Мы, со своей стороны, стремимся содействовать решению этих проблем в России. ЕС выделил средства на строительство водоочистных сооружений и переработку мусора в российских регионах и крупных городах на Балтике, на программу очистки Кольского полуострова от захоронений советских и российских атомных подводных лодок".
"Когда мы вели переговоры со странами-кандидатами об их вступлении в ЕС, то твердо сказали, что не хотим никакого "демпинга" в вопросах окружающей среды. До вступления в ЕС они должны привести законодательство в соответствие с нормами союза. Им позволен переходный период, чтобы мобилизовать инвестиции и дождаться отдачи. Он может продлиться около 15 лет", - отметила она.
Как полагают наблюдатели, назначение представителя Швеции на пост европейского комиссара по вопросам окружающей среды не было случайным. Швеция идет впереди многих других стран в воспитании экологического сознания, в развитии природоохранного законодательства.
Маргот Вальстрем - почти со школьной скамьи в политике, с 25 лет была депутатом парламента, потом - министром, главой телевизионной компании. И в то же время - семья, двое детей. Трудно ли быть женщине европейским комиссаром?
"Для себя я не вижу альтернатив. Мы с мужем и детьми привыкли много лет ездить туда-сюда из Стокгольма в другие города мира. Потом я решила, что хватит, и соединила семью в Брюсселе. Это важно для семьи - жить нормально. Мне, как и любому, невозможно работать без заботы близкого человека", - сказала Вальстрем в интервью РИА "Новости".