> Бельгийский карнавал - это не событие, это пора праздников длиною в месяц. В каждом карнавальном городке у него свое лицо - в фигуральном и прямом смыслах, если иметь в виду характерные маски и персонажи.
Но главный бельгийский карнавал - это шумное, красочное и динамичное празднество в Бенше, старинном городке в 60 км к югу от Брюсселя. Он начался в воскресенье, которое здесь называют "жирным воскресеньем", и достигнет кульминации вечером "жирного вторника".
В воскресенье вместе с продавщицами мимоз по улицам под какофонию картонных труб и барабанов прошли колонны ряженых, растворившиеся к вечеру в многочисленных пивных. Главными персонажами были "мамзели" - отцы семейств, облачившиеся в дамские кружева и корсеты "прекрасной эпохи" Наполеона Ш. Переодевание мужчин в женское платье - это дань общей традиции европейских карнавалов.
В понедельник - праздник молодежи, которая, разбившись по парочкам, устраивает фольклорные балы. Вечером появятся заимствованные из других мест персонажи: Арлекины, Пьеро и восточные принцы. Но также соль и смысл, торговая марка карнавала в Бенше - "жилли". Их главный выход - в "жирный вторник".
"Жилли" - это, наверное, большинство мужчин Бенша, которых женщины собирают перед процессией, словно водолазов или космонавтов. Надо же было придумать столь крикливый и симпатичный своей несуразностью костюм: корсет горбуна, красно-желтый, расшитый львами полосатый костюм с белоснежными кружевами, шарфом, поясом и повязкой жертвы черепно-мозговой травмы, а также деревянные сабо.
До званого обеда в мэрии "жилли" ходят в сюрреалистических белых восковых масках усатых очкариков. Это символ обезлички: жрецы, изгоняющие злых духов, не имеют индивидуальности. А с трех часов дня начинается рондо - главное действо каранавала, посмотреть которое съезжаются многие десятки тысяч зрителей.
"Жилли" под бой барабанов и марши духовых оркестров, притопывая в ритм сабо по брусчатке, идут по городу в метровых шапках из страусиных перьев. И разбрасывают в толпу апельсины. Все завершается оранжевым апельсиновым месивом на мостовых, красочным фейерверком и языческим танцем "жиллей", в который включаются все желающие. Бельгийское пиво льется рекой до утра.
Языческий карнавал, родственник русской масленицы, пережил в Европе века господства католической церкви. В Бельгии, стране уленшпигелей, обители вольнодумства, традиция карнавалов, по всей видимости, и не прерывалась. В письменных источниках упоминается карнавал в Бенше в 1395 году.
Не в силах справиться с карнавалом, церковь и власть приспособили его к своим понятиям. Праздник запретных плотских удовольствий стал официальным. Его дата определяется из расчета 49 дней до Пасхи. Он стал разнузданным преддверием Великого поста.
Народная память Бенша отсчитывает начало карнавалов лишь с 22 августа 1549 года. Тогда властительница Испанских Нидерландов Мария Венгерская встречала в Бенше свиту своего блистательного брата, императора Священной Римской империи Карла У и его сына, наследника испанской короны Филиппа П. Отсюда и костюмы "жиллей", впитавшие в себя модные в то время мотивы покоряемой конкистадорами Америки: яркие индейские наряды и плюмажи. Да и обычай бросаться апельсинами вряд ли родился сам по себе в промозглой северной Бельгии.