> Новая война в Персидском заливе будет кардинальным образом отличаться от той, что велась в 1991 году, после захвата Ираком Кувейта. Тогда весь мир и даже все арабские государства, за исключением Йемена и палестинского руководства выступил на стороне США, возглавивших международную антииракскую коалицию. Многие из них непосредственно участвовали в операции "Буря в пустыне". Сегодня, хотя администрация США и называет американо-британский воинствующий альянс коалицией, ее не существует. Напротив, есть мощная волна антивоенных настроений во всем мире. Не поддерживает военных планов Вашингтона практически и ни одна страна Ближнего Востока, включая американских союзников.
И дело тут не в любви к Саддаму Хусейну, столь ненавистному Джорджу Бушу. Причина в другом. Ни одна соседствующая с Ираком страна не видит для себя угрозы со стороны Багдада. Опасность, считают арабы, исходит не от Саддама Хусейна, а от Джорджа Буша.
В регионе для всех очевидно, что война против Ирака не имеет ничего общего ни с борьбой против международного терроризма, ни с ликвидацией оружия массового уничтожения. Единственное ее логическое объяснение - нефть. У Северной Кореи нет нефти, говорят арабы, поэтому она может даже выставить из страны инспекторов МАГАТЭ и угрожать Соединенным Штатам ракетами. У Ирака нефти много, большими запасами обладает только Саудовская Аравия, и поэтому он должен быть оккупирован и управляться либо американским генерал-губернатором, либо угодным Вашингтону марионеточным режимом с арабским лицом.
В арабском мире готовящееся нападение на Ирак воспринимается не иначе, как ничем не спровоцированная война против беззащитного государства, как война захватническая и несправедливая. Более того, она расценивается как война не только против Ирака, но против всего арабского мира, против всех мусульман. Она лишь усугубит чувство обиды и боли, вызываемые событиями в Палестине.
Использование военной силы против Ирака и одновременное замалчивание того, что происходит в Палестине, считает президент Египта Хосни Мубарак, вызовет в регионе "народный гнев". Реальная опасность, подчеркивает он, - это реакция народа в случае агрессии против Ирака.
Египетский президент не одинок в своих опасениях. США, заявил не так давно министр внутренних дел Саудовской Аравии принц Наиф Бен Абдель Азиз, стали "под давлением сионистских кругов злейшим врагом арабов и мусульман".
Арабский, да и весь мусульманский мир, и без того двенадцать лет с болью наблюдает за страданиями раздавленного экономическими санкциями народа Ирака. Новые жертвы, а по подсчетам специалистов война унесет несколько сот тысяч жизней невинных людей, новые разрушения лишь усилят гнев арабской улицы и пополнят ряды желающих отомстить обидчикам.
Аналитики в арабском мире предсказывают, что война против Ирака приведет к неизбежному росту влияния радикального ислама в регионе. Реакцией на большой террор со стороны США, считают они, будет рост терроризма во всем мире.
Вторжение советских войск в Афганистан также породило вначале лишь внутреннее сопротивление. Но прошло несколько лет, и оно расползлось по миру тем, что сегодня называют международным терроризмом. Война в Ираке грозит афганизацией всей системы международных отношений. Она, считает Хосни Мубарак, "раздует гигантский террористический пожар", который не пощадит ни одну часть света.
Если американские войска войдут в Ирак, то, скорее всего, они столкнутся с жестоким сопротивлением. В Багдаде постоянно подчеркивается, что фактор морального превосходства на стороне Ирака. Иракцы будут защищать "свой дом, свои семьи, независимость страны и ее будущее". На их стороне будут симпатии не только арабов и мусульман, но всего мира, о чем свидетельствуют многомиллионные демострации солидарности с Ираком. Авторитетные исламские иерархи уже сейчас призывают верующих к джихаду. В случае американской агрессии эти призывы усилятся, к ним присоединятся голоса воинствующих исламистов. Не отсиживаться в стороне, занять активную политическую позицию и проявить солидарность с Ираком требуют от своих правительств и арабские СМИ. Все это означает, что ни один арабский правитель, особенно тот, территория которого будет предоставлена американским войскам для ведения войны против Ирака, спокойно себя чувствовать не сможет.
В Саудовской Аравии хорошо помнят, что присутствие на ее земле американских войск в 1991 году обернулось для Эр-Рияда серией взрывов. И это при том, что в той войне справедливость была на стороне тех, кто боролся за освобождение Кувейта. Сегодня же сами кувейтцы убивают солдат армии США. Для эмирата, где американцев в феврале 1991 года встречали со слезами на глазах как героев, это явление абсолютно беспрецедентное.
Военное нападение на Ирак, его возможный раздел не только "взорвет арабскую улицу", на что рассчитывают в Багдаде, но и окажет влияние на все граничащие с ним государства, приведет не просто к нестабильности, но, говоря словами того же Хосни Мубарака, к "новой жестокой войне" в регионе.
Так, перспектива образования на севере Ирака независимого курдского государства страшит Турцию, Иран и Сирию. Это может привести к активизации борьбы за независимость курдов, проживающих на территории этих стран. Попытка вмешательства, например, Турции в дела иракского Курдистана чревата затяжной кровопролитной войной с курдами, вовлечением в конфликт соседних государств. Озвученная на днях в Анкаре информация о том, что в случае начала войны турецкие войска войдут на территорию северного Ирака на глубину 65 км уже взбудоражила иракских курдов. "Против кого готовится эта война, - спрашивают они, - против Багдада или против курдов?" Сегодня власть в Ираке находится в руках суннитов, к которым принадлежит Саддам Хусейн и его окружение. В случае падения нынешнего режима, арабские наблюдатели не исключают вариант прихода к власти в Ираке представителей шиитского большинства. И хотя вероятность этого мала, тем не менее она страшит все арабские страны Персидского залива и Саудовскую Ааравию, так как может резко усилить позиции граничащего с Ираком шиитского Ирана и кардинально изменить баланс сил в регионе.
Наконец, Соединенные Штаты открыто заявлют о возможности примения тактического ядерного оружия в ходе войны против Ирака. В одном из своих недавних интервью бывший глава Спецкомиссии ООН по разоружению Ирака Ричард Батлер выразил опасение и в связи с вероятностью использования ядерного оружия Израилем, в случае вовлечения его в конфликт.
Такое развитие событий может изменить не только Ближний Восток, но и весь мир. Если война против Ирака породит в исламском мире тысячи желающих отомстить Америке, то ядерная война сделает международный терроризм ядерным. И тогда события 11 сентября 2001 года покажутся детскими шалостями.
Но и без этого захват Соединенными Штатами Ирака - второй по запасам нефти страны мира - приведет к тому, что нефть всего Ближнего Востока окажется под американским контролем. Это позволит Вашингтону монопольно определять политику на мировом нефтяном рынке, поставит в зависимость от него практически все страны Европы, Японию, Индию, Китай и во многом Россию.