Одноактный балет "Принцесса Пирлипат, или Наказанное благородство" станет своеобразным прологом к спектаклю "Щелкунчик", премьера которого прошла на сцене Мариинки в феврале 2001 года.
Музыку к новому балету Мариинки написал петербургский композитор Сергей Слонимский, который, по мнению Шемякина, "блестяще справился со своей задачей": его авангардное произведение - это не стилизация под музыку Чайковского, а своеобразный "духовный мост" к ней.
Хореографом спектакля стал Константин Симонов, в работу которого Михаил Шемякин не вмешивался. Лишь один раз художник, по его словам, "внес новую струю" - предложил ввести танец на одной ноге: по сюжету сказки, узнав о рождении принцессы, король и все его гости от радости принялись прыгать на одной ноге. Согласно пожеланию Шемякина, Симонов разработал очень сложный танец - солисты Мариинки в этом спектакле также будут плясать на одной ноге.
На мировой премьере петербуржцы увидят "Принцессу" вместе со "Щелкунчиком", правда, поскольку новая постановка очень сложна в техническом плане, перерыв между спектаклями будет длиться около часа. Позже, по мнению Шемякина, "Принцесса Пирлипат, или Наказанное благородство" и "Щелкунчик" могут идти отдельно. По словам Шемякина, уже сейчас новая постановка Мариинского театра "получила приглашение": в 2005 году она будет представлена на сцене парижского театра Шатле, где в октябре прошлого года с огромным успехом был показан спектакль "Щелкунчик", отметил Шемякин.
По словам Шемякина, обратившись к постановке сказки Гофмана, он решил "воздать должное" своему любимому писателю. Хотя идея создать балет на основе полного сюжета сказки "Щелкунчик и мышиный король" не является новой: впервые ее пытался воплотить хореограф Федор Лопухов в 30-е годы XX века. Знаменитый мастер предложил Дмитрию Шостаковичу написать музыку к балету, однако эта идея так и не была воплощена.
Поставить полный вариант знаменитой сказки пытались не только в России: около 10 лет назад американский хореограф Марк Моррис создал балет "Крепкий орешек". По мнению Шемякина, Моррис создал "очень остроумную постановку": авангардный хореограф перенес действие сказки в современную обстановку - принцесса превращается в свинью, Щелкунчик бегает в маске вратаря хоккейной команды, а гости пьют виски. Однако это вряд ли тот балет, который хотел бы увидеть зритель, влюбленный в Гофмана и сказки, считает Михаил Шемякин.
Мариинский театр впервые в истории театрального искусства поставит балет, в котором сюжет знаменитой сказки будет рассказан полностью.