Как рассказали РИА "Новости" в министерстве финансов, налог на имущество физических лиц, налог на имущество организаций, земельный налог должны будут действовать до введения в России налога на недвижимость.
Налог на имущество организаций предполагается ввести в действие с 1 января 2004 года в качестве регионального налога. Законодательные органы субъектов федерации будут самостоятельно определять ставку налога в рамках установленного правительством максимума, порядок и сроки его уплаты.
Минфин предлагает установить максимальную ставку этого налога в размере 2,6 проц от налоговой базы, что выше ныне действующего на 0,6 проц. Предложениями Минфина предусматривается сужение объектов, подлежащих налогообложению. Из их числа выводится готовая продукция, сырье и материалы. По расчетам Минфина, поступления от налога на имущество организаций в 2004 году должны составить 183,6 млрд рублей, что на 25,5 млрд рублей больше, чем по ныне действующему законодательству.
Налог на имущество физических лиц также предлагается ввести в действие с 2004 года в качестве местного налога. Предельная ставка этого налога должна составить 0,1 проц вместо действующих 2 проц. Объектами налогообложения являются жилые дома, квартиры, гаражи и другие строения и сооружения.
В Минфине считают, что негативное влияние на взимание этого налога оказывает действующая система оценки имущества по справке БТИ, которая, как правило, не соответствует рыночной стоимости. В Минфине убеждены, что налоговой базой для взимания этого налога должна быть реальная стоимость объектов, которая учитывала бы уровень действующих цен на строительные материалы и работы, местонахождение объектов, наличие социальной и транспортной инфраструктуры, функциональный и моральный износ имущества. Методика определения стоимости объектов в настоящее время разрабатывается Госстроем РФ и предполагается к обсуждению в правительстве в третьем квартале текущего года.
В Минфине также отмечают, что в связи с величиной круга налогооблагаемых объектов администрирование этого налога достаточно дорогое и сопоставимо с поступлениями от его взимания. В 2004 году поступления от этого налога ожидаются в размере 2,3 млрд рублей, что сопоставимо с имеющимися в настоящее время поступлениями.
Земельный налог планируется ввести в действие с 1 января 2005 года. Введение с 2004 года Минфин считает нереальным, поскольку кадастровая оценка земель к этому сроку еще не будет завершена. Земельный налог для земель, используемых на сельскохозяйственное производство и занятых жилым фондом, должен составить 0,3 проц. Для земель других категорий - 1,5 проц.
Земельный налог предполагается сделать местным налогом, и его ставку, порядок и сроки уплаты должны будут определять органы местного самоуправления. Земельный налог предполагается взимать с собственников земельных участков, землевладельцев и землепользователей. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, а в случае его отсутствия - нормативная цена земли. Поступления от земельного налога ожидаются в размере 65 млрд рублей в год.
Налог на наследование и дарение Минфин предлагает взимать дифференцированно. Для прямых наследников ставка налога должна составить 7 проц, для наследников второй очереди - дедов, бабушек, племянников - 10 проц, для других наследников - 15 проц. Необлагаемый налогом вычет, по мнению специалистов Минфина, при наследовании должен составлять 200 тыс рублей вместо нынешних 85 тыс рублей, при дарении - 20 тыс рублей вместо 8 тыс. Из объектов налогообложения в этом налоге исключаются антиквариат, объекты искусства, драгоценные камни, деньги. Под уплату этого налога попадает недвижимое имущество, транспортные средства, ценные бумаги, а также предприятия как имущественный комплекс.
Как рассказали РИА "Новости" в министерстве по налогам и сборам, эксперты этого ведомства критически относятся к предложениям Минфина в части взимания земельного налога и налога на наследование. В частности, отказ от сложившейся практики налогообложения земель, по мнению специалистов МНС, приведет к необоснованным дополнительным затратам федерального бюджета на администрирование, поскольку необходимо будет разыскать и направить налоговые уведомления 12 млн физических лиц.
Что касается налога на наследование, то, по предложению Минфина, стоимость ценных бумаг должны определять налоговые органы. Однако в министерстве по налогам и сборам отмечают, что определение стоимости ценных бумаг исходя из рыночных котировок потребует привлечения специалистов и дополнительных затрат, и в принципе это не соответствует функциям налоговых органов.
В министерстве юстиции в отношении налога на наследование отметили, что установление дифференцированных ставок противоречит действующему законодательству, которое предусматривает всеобщность и равенство налогообложения. Кроме того, в Минюсте указывают на целый ряд технических и редакционных недоработок в законопроектах.
Специалисты Минюста также отмечают, что наименования представленных законопроектов не согласуются с их содержанием. Кроме того, указывается, что нарушен регламент представления законопроектов в правительство, а также эти документы не прошли экспертной оценки в институте законодательства при правительстве РФ.