Как передает корреспондент РИА "Новости", принят закон "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ".
При необходимых для принятия решения 226 голосах законопроект поддержали 269, против проголосовали 139, воздержались 9.
Как сообщил, выступая с основным докладом, официальный представитель президента России по этому вопросу - заместитель руководителя президентской администрации Дмитрий Козак, законопроект направлен на обеспечение системности и согласованности законодательных норм, касающихся статуса органов государственной власти субъектов Федерации, повышение эффективности государственной политики, стабилизацию межбюджетных отношений.
По словам Козака, в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" включается новая глава, которой регулируются полномочия органов госвласти субъектов РФ и их взаимоотношения с федеральными органами.
Законопроект предусматривается два типа полномочий органов госвласти субъектов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ.
Во-первых, отметил Дмитрий Козак, это полномочия, осуществление которых финансируется из бюджета субъекта РФ. Федеральное регулирование здесь может быть только рамочным.
Субъекты Федерации вправе принимать к своему рассмотрению другие вопросы, если они не отнесены ни к ведению органов госвласти РФ, ни к ведению органов местного самоуправления.
Во-вторых, сказал Дмитрий Козак, это полномочия по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, осуществляемые органами госвласти субъектов Федерации, но финансируемые в форме целевых субвенций из федерального бюджета и поэтому детально регулируемые органами госвласти РФ.
Федеральные органы исполнительной власти вправе контролировать осуществление этих полномочий и в случае ненадлежащего исполнения временно принимать их на себя.
По-новому определяется роль договоров и соглашений. Так, предусматривается, что заключение договоров допускается только в исключительных случаях, если это обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями субъектов РФ, и в той мере, в которой этим особенностями определено иное, чем это установлено федеральными законами, разграничение полномочий.
Договор с конкретным субъектом Федерации должен утверждаться федеральным законом и предусматривать конкретные права и обязанности сторон.
Форма соглашения между федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ о передаче осуществления части полномочий должна использоваться в случае, если осуществление полномочий не может быть возложено в равной мере на исполнительные органы госвласти всех субъектов РФ федеральным законом.
Предусматривается обязательность наличия в договоре или соглашении положений, определяющих меры ответственности сторон в условиях расторжения договора или соглашения. В частности, возможно расторжение договора по инициативе одной из сторон, если судом будет установлено нарушение другой стороной условий договора.
Законопроектом устанавливаются правовые основания и условия временного возложения президентом России и правительством полномочий органов госвласти субъектов РФ не федеральные органы государственной власти.
В пятницу Госдуме предстоит рассмотреть в первом чтении второй законопроект из президентского пакета законопроектов - "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".