Собственно, изначальный признак, по которому было создано и продолжает уже более 40 лет существовать ДН - это именно бедность и отсталость его членов. Политическая же их позиция всегда была лишь производным от этой суровой реальности нашего мира: большая часть населения Земли, две трети стран-членов ООН /а именно они и входят в Движение/ были и остаются клубом обиженных историей, альянсом не попавших в "золотой миллиард" человечества, союзом хронически не успевающих.
На подобного рода форумах всегда фигурирует множество статистики, в том числе свежей, настолько свежей, что некоторые участники приезжают сюда прежде всего за ней. Вот и сейчас в распространяемых здесь пресс-релизах, в готовящихся речах и просто в неформальных встречах членов делегаций звучат цифры и факты, показывающие, насколько именно бедны самые бедные. Более того, здесь вспыхивают постоянные споры о том, как понимать эти цифры.
Итак: пятая часть человечества, несколько стран с общим населением в 1 млрд жителей /тот самый "золотой миллиард"/ присваивает 80 проц мирового богатства. Если в конце X1X века самая богатая страна по доходам на душу населения девятикратно превосходила самую бедную, то сегодня это соотношение - 100 к 1. Причем, похоже, что неравенство это - навсегда: достигнуть уровня жизни "лидеров" остальные четыре пятых человечества смогут лишь при условии, что будут израсходованы ресурсы четырех таких планет, как Земля. К этим ресурсам относится и вода: после 2010 года 40 проц мирового населения, или 3 млрд человек, будут полностью или частично лишены доступа к воде, отвечающей санитарным нормам.
Главные статистические игры идут уже не по поводу того, станут ли когда-нибудь бедные жить так, как живут богатые, а насчет вопроса: стало ли положение лучше или хуже. Так, глобальное неравенство явно углублялось в 1970-х годах. В 1980-е годы "третий мир" в среднем выдавал больший процент экономического роста, чем развитые страны. А вот сейчас все группы стран опять же "в среднем" растут одинаковыми темпами. "Средний" гражданин мира сейчас, оказывается, не так уж и плохо зарабатывает - получает 5 тыс долларов в год. Но скажите это обитателям многих стран Африки или, кстати, многим россиянам.
Вот любимая цифра оптимистов: с 1980 года бедных в мире стало на 200 млн меньше. Но это в основном за счет двух стран - Китая и Индии. А если без них, то число людей, живущих на менее чем 2 американских доллара в день, выросло лишь между 1990-1998 годами на 80 млн. С другой стороны, вот цифра, которую приводил недавно госсекретарь США Колин Пауэлл: процент тех, кто живет не на два, а на один доллар в день, за 1990-е годы, наоборот, уменьшился с 29 проц жителей Земли до 24 проц.
Еще пример игр в статистику: младенческая смертность по всему миру в целом уменьшилась за 1990-е более чем на 10 проц, а детская - на 19 проц. А вот абсолютные цифры: каждый год население мира увеличивается на 83 млн, из них на развивающиеся страны приходится 82 млн. А там миллион детских и взрослых жизней в год уносит малярия. Туберкулез - вдвое больше. Много это или мало, лучше или хуже, чем раньше, учитывая, что в развитых странах эти болезни считаются побежденными?
Эти игры с процентами и реальными цифрами можно вести бесконечно. Реально же картина выглядит примерно так: в 1990-е годы начался процесс рывка нескольких стран Латинской Америки и Юго-Восточной Азии из "третьего мира" в особую категорию - "новые индустриальные страны". Их опыт резко поднял настроение третьего мира в целом - все увидели, как именно можно победить неразвитость. Но именно "новых индустриальных" залила в конце 1990-х волна финансового кризиса. Наконец, в 2002 году вообще все инвестиции в мире упали на 27 проц.
Но это опять общая статистика, а, в частности, инвестиции в черную Африку упали с жалких 17 млрд долларов в год до смешных 6 млрд. Как справедливо замечает тот же Колин Пауэлл, "капитал - это трус. Он убегает от коррупции и плохой политики, конфликтов и непредсказуемости. Он боится невежества, болезней и неграмотности". Бедные во многом сами виноваты - но все же что им теперь по этому поводу делать?
Судя по тому, как идут здесь первые заседания форума Движения неприсоединения /сначала совещаются старшие должностные лица, затем министры иностраных дел, и, наконец, главы государств и правительств/, эта организация имеет шанс взять на себя роль координатора общих позиций развивающихся стран в их диалоге с "золотым миллиардом". Дело в то, что в последние годы "третий мир" скорее реагирует на экономическую политику развитых стран, чем выдвигает свои предложения.
Форумы, подобные тому, что сейчас проходит в Малайзии, обычно определяют общую позицию участников по множеству вопросов. Так, уже сейчас ясно, что прежние стандартные требования развивающихся стран - а это уменьшение долгового бремени, борьба с нищетой, увеличение объема помощи, передача технологий - уже недостаточны. На повестке дня стоит необходимость диалога по мировой финансовой архитектуре и международной торговле. Во множестве международных организаций следует ставить вопрос о наборе общих требований развивающегося мира в целом, а не только отдельных его стран.
Идея единства небольших и бедных стран ради того, чтобы быть услышаными, совершенно органична для Движения неприсоединения, а сейчас суть дела в том, чтобы активнее реализовывать эту идею именно в экономической области.
Видимо, все высказанные на форуме идеи найдут свое отражение в итоговом документе, в проекте которого сегодня уже насчитывается более 300 абзацев. Читать его никто не будет, честно признал в своей вступительной речи на первом из заседаний министр иностранных дел страны-хозяйки - Малайзии - Сайед Хамид Албар.
И все же этот документ - общая переговорная позиция бедного мира в его диалоге с богатым. Проблема скорее в том, что существующих переговорных механизмов для диалога с остальным миром, как считают многие страны, недостаточно. Поэтому предлагается "организационно укрепить" ДН - создать секретариат Движения и предпринять иные реформы, чтобы развивающийся мир более систематически участвовал в управлении мировой экономикой.