Как указывается в проекте закона, под национализацией подразумевается принудительное обращение имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в собственность Российской Федерации для удовлетворения ее потребностей в продукции, работе и услугах, обеспечивающих обороноспособность и безопасность государства, с предварительным и равноценным возмещением стоимости имущества и других убытков, причиняемых собственником.
Документ закрепляет принципы, на основе которых может проводиться национализация имущества. В частности, закрепляется положение о том, что национализировано может быть лишь то имущество, которое обеспечивает обороноспособность и безопасность страны. Национализация производится на возмездной основе за счет ассигнований, предусмотренных в бюджете. Национализация имущества для удовлетворения потребностей субъектов Федерации и муниципальных образований не допускается.
В законопроекте указывается, что решение о национализации может быть принято в отношении "комплекса технологически связанных вещей или отдельной вещи, необходимой для удовлетворения стратегических потребностей Российской Федерации". Национализированы, в частности, могут быть земельные участки, здания, оборудование, инвентарь, сырье. В отношении денег и ценных бумаг решение о национализации не может быть принято.
Законопроект предусматривает принятие решений о национализации в форме актов правительства РФ. Решение о национализации должно содержать основание для национализации, наименование имущества, наименование лиц, являющихся собственниками имущества. Решение о национализации может быть принято только тогда, когда в законе о бюджете на соответствующий год предусмотрены наименование стратегической продукции, размер ассигнований на национализацию, виды и категории имущества, необходимых /!/ для удовлетворения потребностей государства. Сведения о стратегической продукции, по замыслу разработчиков законопроекта, должны составлять государственную тайну, и соответствующая статья федерального закона о бюджете должна быть секретной.
Рыночная стоимость национализируемого имущества и размер убытков должны определяться независимым оценщиком. Оценщиков будут определять по результатам открытого конкурса. Законопроект предусматривает выплату возмещения стоимости имущества и других убытков в денежной форме. Переход имущества в собственность государства должен происходить только после выплаты возмещения собственнику. Национализированное имущество закрепляется за федеральными казенными предприятиями. Национализированное имущество может быть использовано исключительно для удовлетворения потребностей Российской Федерации в стратегической продукции, особо подчеркивается в законопроекте. По замыслу разработчиков документа, закон должен вступить в силу с 1 января 2004 года.