"The Rake's Progress", или по-русски "Похождения повесы", является опусом беспримерной для Стравинского протяженности /длительность оперы под управлением автора составляла 140 минут 51 секунду/, появился на свет благодаря гравюрам Уильяма Хогарта, которые композитор увидел на выставке в Чикаго в мае 1947 года. Восемь гравюр, составивших цикл, вдохновили Стравинского написать "оперу XVШ века", не стремясь специально ее модернизировать и подновлять.
Это нравоучительная история о легкомысленном молодом человеке, промотавшем внезапно свалившееся на него наследство, разорившемся и закончившем свои дни в сумасшедшем доме. Она рассказана добросовестно, старинным вкусным слогом, но дополнена деталями, далеко не всегда возможными в классической опере. Самая крупная из них, буквально и фигурально - Баба Турчанка, бородатая женщина-монстр, на которой женится главный герой Том Рейкуэлл, чтобы доказать окружающим безграничность собственной свободы. Экстравагантная Баба предстает не только болтливой скандалисткой с повадками избалованной поп-звезды, но человечным и благородным созданием: она утешает и ободряет соперницу, верную Тому Энн, и наметившийся традиционный любовный треугольник рассыпается на глазах. Ничуть не хуже и аукционщик Селлем - эпизодическая, в сущности, фигура, чья блистательная ария стала одним из украшений оперы.
Главным сюжетным мотивом, привнесенным в оперу по сравнению с гравюрами, стала фигура Тени - Ника Шедоу, персонифицированного воплощения Дьявола, соблазняющего Тома богатством и мирскими удовольствиями в обмен на его душу.
Стравинский искренне восхищался либретто "Похождений повесы", считая его достойным сравнения с великими образцами, созданными Лоренцо Да Понте для моцартовских опер. Текст хора в веселом доме Матушки Гусыни он, например, назвал "лучшим подарком композитору".