Миниатюра расцвела на Ближнем и Среднем Востоке в средние века, заняв особое место в художественной жизни Персии /так именовался Иран до 1935 года/. Однако старость и застылость не грозят ей и в наши дни, подтверждает выставка. Старший из ее участников - Асадолла Кияни, автор эскиза президентских регалий, - в 1977 году окончил Тегеранский университет искусств, а ныне в нем преподает и плодотворно работает в живописи и каллиграфии. Произведения Кияни хранят Тегеранский музей современного искусства, частные собиратели в Европе и Азии.
Для Солины Пурия - многократного призера всеиранских выставок миниатюры - истинной школой стало приобщение к исконно иранскому искусству миниатюры и росписи золотом у знаменитого мастера Бакира Агамири. Художница оформила 15 книг для детей, расписала золотом множество других изданий.
"Искусство персидской миниатюры созвучно цветистой и изощренной восточной поэзии, но условно и декоративно. Это - живопись без светотени", - пояснили кураторы экспозиции РИА "Новости". Тончайший линейный рисунок в сочетании с пятнами чистого и звучного цвета образуют изысканную композицию, кажущуюся подобием жизни. Светское искусство миниатюры ближе всего к реальности, а на деле далеко от привычной европейцу реалистической живописи: миниатюристы не следуют законам перспективы, располагая фигуры и предметы на плоскости листа подобно красочному узору. Позы, жесты, эмоции персонажей подчинены строгому канону - изображение человека ограничено жесткими рамками. Светская литература и иллюстрации к ней - единственная сфера, где допускается изображение живых существ.
В исламских странах, где победило иконоборчество, божество трактовалось как духовное начало, невидимое и не поддающееся воспроизведению, поэтому там отказались от проповеди религиозных постулатов через изобразительное искусство. Однако к слову и букве на Востоке относились с почтением, веруя в их божественное происхождение, а потому особое внимание в рукописи уделялось каллиграфии. Порой мастерство каллиграфа ценилось выше искусства миниатюриста, иллюстрировавшего рукопись, и если подпись художника встречалась редко, то сведения о писце, времени и месте создания завершали почти каждый манускрипт.
Младшая участница выставки в Москве - Хангаме Садри преподает искусство миниатюры в университетах Тегерана. Выставлялась на родине, ездила на всемирные выставки в Италию, Румынию, Мексику. Хорошо зная классическую музыку и литературу Ирана, умело отражает их дух в живописи.