Согласно проекту, Стабилизационный фонд создается в целях создания эффективно действующего механизма сглаживания негативного воздействия ценовой конъюнктуры на бюджетную и денежно-кредитную политику, а также в целях накопления резервов бюджета на случай ухудшения конъюнктуры.
Действие механизма Фонда основано на изъятии сверхдоходов бюджета и соответственно излишней денежной ликвидности из экономики в периоды высоких цен на основные товары российского экспорта и, наоборот, использование средств фонда в периоды неблагоприятной мировой конъюнктуры, отмечается в документе.
В качестве источников формирования Стабилизационного фонда предполагается использовать дополнительные доходы федерального бюджета, сложившегося в результате превышения фактически складывающейся цены на нефть марки "юрал" над базовой, рассчитанной как средняя за последние годы.
В бюджетных проектировках на 2003-2005 годы заложена цена на нефть 18,5 доллара за баррель. Другим источником станут средства финансового резерва, сложившиеся по состоянию на 1 января 2004 года.
Принципы расходования средств Стабилизационного фонда будут различаться при благоприятной и неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуре. В случае неблагоприятной конъюнктуры средства фонда могут быть направлены на компенсацию связанных с этим потерь доходов федерального бюджета.
После благоприятной конъюнктуры предлагается установить следующий порядок использования средств фонды. На первом этапе предусматривается осуществлять накопление ресурсов фонда, позволяющих покрыть в течение трех лет финансовый разрыв бюджетной системы, образующейся при цене на нефть 12 долларов за баррель.
Снижение цены на нефть до 12 долларов за баррель по сравнению со средней сложившейся ценой в размере 18,5 доллара за баррель приведет к ежегодному уменьшению доходов расширенного бюджета на 2,9 проц пункта ВВП. Соответственно базовый объем Стабилизационного фонда при таком подходе должен составить 8,7 проц ВВП.
На втором этапе формирования Стабилизационного фонда поступления средств в фонд сверх базового уровня могут как продолжать накапливаться в фонде, так и использоваться на мероприятия, сокращающие будущие расходы федерального бюджета.
Для создания прозрачного механизма формирования фонда Минфин предлагает полностью интегрировать его в федеральный бюджет. Согласно концепции, управление средствами Стабилизационного фонда возлагается на министерство финансов РФ.