Рейтинг@Mail.ru
Военно-техническому сотрудничеству России и Индии не хватает Афанасия Никитина - РИА Новости, 05.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Супертег Наука 2021январь
Наука

Военно-техническому сотрудничеству России и Индии не хватает Афанасия Никитина

Читать ria.ru в
Дзен
МОСКВА, 13 февраля. /Военный обозреватель РИА "Новости" Виктор Литовкин/. Завершившийся на этой неделе авиакосмический салон в индийском городе Бангалор закончился триумфом российского военного авиастроения. Две трети самолетов, представленных там, были российского происхождения. И среди них уже ставший знаменитым Су-30МКИ, на котором индийские летчики закладывали такие виражи, совершали такие фигуры высшего пилотажа, которые не могли не вызвать восхищения у специалистов и зрителей, посетивших Aero India 2003.

Министр обороны Индии Джордж Фернандес, который присутствовал на авиасалоне, заявил журналистам, что его страна весьма удовлетворена высоким качеством военно-технического сотрудничества между Дели и Москвой, и в скором времени Индия подпишет с Россией ряд новых военных контрактов, в частности купит у нее авианесущий крейсер "Адмирал Горшков", начнет его модернизацию на российской судостроительной верфи. Специалисты российского "Рособоронэкспорта" вместе со всеми аплодировали словам министра, хотя отношение у некоторых из них к обещаниям главы индийского военного ведомства достаточно сложное.

Дело в том, что официальные лица Индии уже не первый раз и не первый год обещают купить у нас этот крейсер, как заключить и ряд других весьма выгодных, как для Москвы, так и для Дели, военно-технических контрактов, ведут по этому поводу многомесячные сложные переговоры, но как только остается, что называется, обмакнуть перо в чернильницу и расписаться, находятся те или иные причины, чтобы этого не сделать. Что мешает поставить подпись под взаимными обязательствами, что, в конце концов, не устраивает наших партнеров - цена боевой техники, ее тактико-технические и эксплуатационные характеристики, уровень отработанности - в российских правительственных кругах ломают голову не первый год.

Взять, к примеру, тот же "Горшков". Заинтересованность в его покупке индийские военные проявили еще в 1994 году. Тогда же было принято решение поставить его к стенке Северодвинского "Севмашпредприятия", разработать проект его модернизации под выбранное Дели авиакрыло - несколько эскадрилий истребителей МиГ-29К, которые могли бы горизонтально взлетать и садиться на корабль. Невское проектно-конструкторское бюро из Санкт-Петербурга выполнило эту работу. Осталось согласовать цену контракта.

По международным тарифам новый авианосец класса "Горшкова" стоит, как минимум, 5 млрд долларов. Но корабль был не новым. И российские партнеры решили сделать индийцам приятное: предложили корпус крейсера по цене металлолома, то есть 150 долларов за тонну металла, а остальные работы - переоборудование палубы, устройство авиационных лифтов и аэрофинишера, поставку зенитно-ракетных и ракетно-пушечных вооружений, стоимость авиакрыла и прочее, - по их реальной цене. Получалось чуть больше 2 млрд. Дели согласился. Но приехала в столицу Индии российская правительственная делегация для подписания согласованных документов, как появились встречные предложения - снизить цену на один комплекс работ, потом на другой...

Так было не раз и не два. В Москве уже горько шутят: нет на индийцев Афанасия Никитина, тот умел договариваться с местными купцами.

Эта шутка приобретает больший смысл, если знать, какие условия тендера на модернизацию танка Т-72 (таких машин в индийской армии 1900 и еще 1200, выпущенных индийцами по российской лицензии), предложила индийская сторона. Стоимость модернизации танков оценивается в 1 млрд долларов. Но Дели хочет снизить затраты на эту работу и потому предложил тендер не на весь танк, а на отдельные его агрегаты - двигатель, коробку передач, систему управления огнем, вычислительный комплекс...

Российские специалисты пожимают плечами. Как это сделать, непонятно? Если ставить на танк более мощный двигатель, чем сейчас, например, в тысячу лошадиных сил, то такой "движок" есть только у России, Украины и США. У Киева Дели покупать двигатель не будет - танкостроители соседней с нами страны поставили 350 бронированных машин Пакистану и надолго отрезали себе возможность военно-технического сотрудничества с Индией. У американцев покупать двигатель тоже невозможно: его габариты не впишутся в размеры Т-72, а значит, это будет уже другой танк - не тот, который собираются модернизировать индийцы. Понятно, что покупать им придется российский двигатель. Тогда зачем тендер? Чтобы сбросить цену? Но о ней нужно договариваться.

Примерно такая же ситуация и по другим компонентам Т-72.

У России и Индии есть опыт "скрещивания" в одном боевой технике комплектующих разных стран. На многофункциональном истребителе Су-30МКИ это получилось блестяще. Там бортовая радиоэлектроника построена на французской, израильской, индийской и российской аппаратуре и, что самое главное, работает отлично. А вот на фрегатах проекта 1135.6 "Talwar" и "Тrishul", которые построены для Индии на "Балтийском заводе" в Санкт-Петербурге, это оказалось не так хорошо, как на самолетах. Российский зенитно-ракетный комплекс "Штиль-1", основное средство защиты боевых кораблей от нападения с воздуха, почему-то отказывается работать в паре с индийской электронно-вычислительной техникой. Почему? Сейчас, в ходе приемопередаточных испытаний кораблей и их вооружения в акватории Балтийского моря эту задачу пытаются решить специалисты двух стран, дорабатывают, в частности, программу математического обеспечения управления ракетами. А непредусмотренная задержка с передачей Дели этих кораблей ставит вопрос о продолжении программы их строительства, другие вопросы военно-технического сотрудничества между двумя странами.

Конечно, говорят эксперты, это только в рекламных роликах и такого же рода пиаровских статьях все в военно-техническом сотрудничестве разных стран выглядит гладко и безоблачно. Реальная работа, тем более над новыми проектами, которые не отработаны даже в российской армии, а у нас с Индией сейчас только такие, всегда выявляет какие-то трудности и проблемы. Они преодолимы, если есть терпение, добрая воля и взаимопонимание.

Все это присутствует в отношениях между Москвой и Дели. На рассмотрении двух сторон находится около 350 новых проектов, в том числе и работы над истребителем пятого поколения. Ежегодный финансовый оборот уже сегодня достиг 2,3 млрд долларов. Этим можно гордиться, и никакого кризиса, даже его признаков в отношениях наших стран нет и в помине. Тем не менее.

Некоторых специалистов в Москве настораживает тот факт, что по трем наиболее "продвинутым" контрактам - лицензионному производству в Индии дизельных подводных лодок "Амур-1650", поставкам в Дели реактивных систем залпового огня "Смерч" и по началу модернизации на "Севмашпредприятии" тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Горшков", - соглашения так и не были подписаны. Хотя все точки над i, что называется, уже поставлены.

Ситуация осложняется еще и тем, что предприятия, задействованные на выполнении этих контрактов, оказываются в своеобразном "подвешенном" состоянии. Они не могут загрузить производственные площади другими работами, а значит, терпят определенные убытки, которые потом, естественно, на индийскую сторону не возложишь.

А с "Горшковым" еще хуже. Он ведь за долгие годы стояния у стенки просто ржавеет. Если там не начать работы в самое ближайшее время, с ними можно будет совсем опоздать.

В Москве полагают, что задержки с подписанием согласованных контрактов происходят, как минимум, по двум причинам. У Дели большая потребность в высокоэффективной современной боевой технике, но не так много средств на ее закупку. Кроме того, Индия не хочет, что называется, складывать все яйца в одну корзину, и покупать вооружение только у России. После отмены санкций со стороны США у нее появилась возможность большего выбора своих военно-технических партнеров. А тут еще свои услуги настойчиво предлагают Франция, Германия, Великобритания, Израиль... Велик соблазн маневрировать и сбивать цены.

И тут никаких претензий быть не может. Рынок есть рынок. Хотя и оружейный. Без таких тонких и азартных мастеров рыночного торга, как Афанасий Никитин, здесь уж точно не обойтись.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала