В рамках программы в юбилейном году намечены три масштабные экспозиции, "знакомящие Москву с неизвестным Петербургом", сообщила РИА "Новости" директор МДФ Ольга Свиблова. Но можно показать лишь малую часть "фотопортретов Питера" из коллекции Института истории материальной культуры РАН, насчитывающей 50 тыс единиц хранения. Фотографии и негативы в разные годы поступали в архив института "на вечное хранение" из дворца-музея графов Шуваловых, библиотеки Мраморного дворца, Ленинградского музейного фонда и других учреждений, а также от частных лиц.
Около ста редких снимков, выполненных Иваном Бианки, Гуи, Карлом Буллой и другими знаменитостями раннего этапа русского фотоискусства, вошли в состав первой выставки проекта. На них запечатлена архитектура Северной столицы и интерьеры ее дворцов - императорских и великокняжеских. Это блистательные Зимний, Аничков, Мраморный, Шуваловский, Михайловский дворцы, а также знаменитые загородные резиденции императоров: Павловск, Гатчина, Царское Село, Стрельна, Петергоф.
Самая ранняя фотография - работа Бианки, вид ныне разрушенного Цепного моста у Летнего сада, - датирована 1853 годом. Но жемчужиной собрания считается круговая панорама Петербурга, снятая в 1861 году с башни Адмиралтейства. В первый и последний раз она была опубликована в 1993 году, но никогда не выставлялась, отметила Свиблова. На выставке в Москве - оригинал, существующий в единственном экземпляре. Панорама смонтирована из 13 кадров, образующих полосу длиной 4,65 м и шириной 37 см. Автор поистине уникальной фотоленты, возраст которой знатоки долго не могли определить, - неизвестный фотограф-любитель, скорее всего, офицер морского флота. С громоздким оборудованием и необходимыми химикатами он поднимался на башню Адмиралтейства и работал там в течение нескольких летних дней, а после съемки преподнес панораму великому князю Константину Николаевичу, в 1855-1883 годах управлявшему флотом и морским ведомством.
Съемка начиналась от Конногвардейского манежа и велась вдоль зданий Сената и Синода. Показаны Николаевский мост, правый берег Невы от Горного института до Петропавловской крепости, затем - поворот к Зимнему дворцу, где открывается перспектива Невского проспекта, Гороховой улицы, Вознесенского проспекта. Завершает это грандиозное зрелище вид Исаакиевского собора.