Как передает корреспондент РИА "Новости", василенковские чтения музей проводит с 1992 года как дань признательности искусствоведу, воспитавшему несколько поколений специалистов по декоративно-прикладному и народному искусству, и человеку яркого таланта, не сломленному в жерновах сталинских репрессий. Однако проблематика нынешней конференции, собравшей ученых и практиков из разных регионов России, - злободневная, рассказала в интервью РИА "Новости" заведующая отделом теории и методики ВМДПНИ Наталья Гаевская. Форум посвящен судьбе народных художественных промыслов на современном этапе.
Рядом с музейщиками Москвы, Петербурга, Вятки, Нижнего Новгорода, Вологды - представители предприятий Палеха и Гжели, встревоженные судьбой знаменитых промыслов. От ученых они ждут ответа на вопросы, как готовить свежие кадры для промыслов, страдающих от нехватки художников, как бороться с заполонившими рынок подделками под Палех и ширпотребом под маркой Гжели, как решать проблемы авторского права и промышленной собственности.
Выявить проблемы и наметить пути их решения поможет завершающий чтения круглый стол, посвященный современной керамике Гжели, надеются в музее. Его предваряют доклады исследователей и музейных хранителей, в широком историческом контексте рассматривающих проблемы Гжели, подобно Татьяне Мозжухиной /Музей керамики и "Усадьба Кусково XVIII века", Москва/ - автору доклада "Традиции Гжельского фарфора ХIХ века и возможные пути развития производства в современных условиях".
Впрочем, специалисты подошли к теме комплексно и говорят о проблемах выживания на пороге III тысячелетия народных промыслов и художественных ремесел всей страны - от Архангельска до Татарстана и Республики Коми. Традиционные художественные производства трактуются и как фактор устойчивого развития региона, и как способ привлечь туристов. Но это еще и старинные ремесла с большим эстетическим и экономическим потенциалом - примером тому служат вологодское кружево, вятская игрушка, узорное ткачество Череповца.