Из Владимиро-Суздальской земли, сыгравшей важную роль в древнерусской истории, в Москву недавно привозили редкие иконы, старинные книги, драгоценную церковную утварь и даже византийские камеи X11 века. Теперь наступила очередь той части коллекции музея, где представлена отечественная культура от эпохи нового времени до наших дней. Это картины художников разных поколений, собрание лаковой миниатюры Мстеры прошлого столетия, отражающее этапы развития промысла.
Трудно пройти равнодушно и мимо изделий знаменитого стекольного завода в Гусь-Хрустальном, основанного в 1756 году Акимом Мальцовым. Музей хрусталя предоставил образцы художественного стекла ХУШ - начала ХХ веков, демонстрирующие смену стилей, совершенствование технологий и верность традициям.
С четверга в залах Третьяковки - более 60 экспонатов Владимирской картинной галереи, в том числе портрет Павла Акинфова кисти Федора Рокотова: в 1905 году он был включен в состав легендарной Историко-художественной выставки русских портретов, организованной Сергеем Дягилевым в Таврическом дворце. Немало любопытных холстов ХУШ столетия /портрет фаворитки Петра Ш Екатерины Воронцовой, исполненный Алексеем Антроповым, или портрет графа Воронцова - совместная работа именитого художника Дмитрия Левицкого и его ученика Леонтия Миропольского/ происходит из усадьбы Андреевское. Там, в родовом имении Воронцовых-Дашковых, прославленных в истории России ХУШ века, хранилась обширная портретная галерея.
С Владимиром во время наполеоновского нашествия оказалась связана и романтическая судьба итальянца Сальватора Тончи, автора картин "Святое семейство" и "Рождество Христово".
Дворянский усадебный портрет начала X1X века из собрания Зубовых, работы Василия Тропинина и Григория Чернецова, превосходный по качеству "Весенний день" Алексея Саврасова, холст Леонида Пастернака "К родным" перенесут зрителя в другую эпоху. Интересны и полотна живописцев, живших на рубеже Х1Х - ХХ веков, - Константина Коровина, Ильи Машкова, их младших современников Роберта Фалька, Александра Дейнеки, Георгия Ряжского и многих других. Петр Кончаловский великолепно написал портрет родного брата - историка Дмитрия Кончаловского.
Особым направлением в живописи наших дней стал так называемый владимирский пейзаж - его олицетворяют Владимир Юкин, Валерий Кокурин, Ким Бритов и их товарищи. Яркостью цвета, выразительной фактурой и декоративностью поражают картины этой группы мастеров, появившейся на Владимирщине в годы "сурового стиля".
Владимиро-Суздальский музей-заповедник - один из крупнейших в России. Названия входящих в его владения городов: Суздаль, Боголюбово, Кидекша, Гусь-Хрустальный - отзываются в душах россиян, широко известны за пределами страны. Созданный в 1958 году обширный музейный комплекс раскинулся на сотни квадратных километров, включив в себя "движимые" произведения искусства и древнейшие в России памятники зодчества /таковы Золотые ворота, Дмитриевский и Успенский соборы Владимира, храм Покрова на Нерли/. Выставка позволит показать в столице разные грани обширного собрания, по богатству фондов способного соперничать и с Русским музеем, и с Третьяковкой. Она откроет зрителю малоизвестные, но весьма интересные художественные коллекции, причем некоторые из них прежде никогда не покидали стен музея и не публиковались.
Среди 412 тыс единиц хранения в фондах музея-заповедника - этнографические материалы, собрание икон XШ-XX веков, стекло и фарфор, рукописные и старопечатные книги начиная с XУ века, лаковая миниатюра Мстеры, церковная утварь. Замечательные произведения русского авангарда и других этапов светского изобразительного искусства, ныне составляющие гордость музея, попадали в него порой в результате сложных и разрушительных музейных "переделов". Столичные музейщики не перестают сожалеть об уходе многих картин и рисунков в музеи глубинки. Списанные из столичных сокровищниц как "малоценные" и формалистские, переброшенные в провинцию как "безыдейные" или убранные с глаз долой из конъюнктурных соображений, в последние два десятилетия эти вещи объехали полсвета. Они украшали прогремевшие на Западе выставки 1990-х: "Великая утопия", "Амазонки авангарда" и им подобные, вошли в состав нашумевшей экспозиции "Супрематизм", которая развернута в рамках Года России в Германии и в эти дни представляет в Берлине революционное искусство ХХ века.
"Искусство Земли Владимирской" - 19-я выставка проекта "Золотая карта России" организована при участии Московского фонда поддержки и развития межрегиональных связей "Сотрудничество".