"Усталость металла", по одной из версий, стала причиной недавней катастрофы космического челнока "Колумбия" в небе над Техасом. А ведь он, не чета нашим "хрущобам", считался фантастическим образцом надежности и не выработал свой ресурс даже наполовину.
Теперь, после аварий и на земле, и в плотных слоях атмосферы, их /"хрущобы" и "шаттлы"/ вполне можно сравнивать. Хотя, в отличие от чуда заокеанской космической техники, построенные в годы Советской власти панельные дома на статус "эталонов будущего" никогда не претендовали. Это был лишь временный привал "новой исторической общности" людей на пути в светлое завтра. Но сегодня здесь устал не только металл - трубы отопления и канализации. Устали стены и крыши, оконные рамы и арматура - устало все, кроме самих жильцов, упорно продолжающих свой полет в земных малогабаритных "шаттлах".
Обращаясь к депутатам Госдумы, премьер-министр Касьянов очень к месту напомнил тем, кто забыл, что несущий массив нынешнего российского жилищно-коммунального хозяйства был создан в далекие уже 60-е годы и с тех пор почти не менялся. При этом, выдерживая регламент выступления, председатель правительства не успел пояснить, что отправляясь в неизвестность, осваивая нехоженые просторы Сибири и Дальнего Востока, возводя города на вечной мерзлоте и селясь там, рядовые космонавты российского Севера нередко доверялись на свою беду дезориентирующим сигналам из тогдашнего "центра управления полетами".
Советское руководство очень любило "стройки века", "покорение природы" и прочие экстремумы, но всегда приходило в ярость от одного только намека на вопрос, что будет со всем этим, когда его, этого руководства, а также его политики, не станет.
Конечно, вопросы надо было задавать раньше и более настойчиво. Тогда и абсолютно неизбежный выход в открытый космос рыночной экономики не был бы столь пугающим для всех, кто намертво привязан сегодня к замерзающим "шаттлам" российского ЖКХ.
Интересна позиция нынешних российских властей. Говоря о январских авариях на теплотрассах, премьер Касьянов не стал дожидаться от депутатов традиционного вопроса "Кто виноват?". "Ответственность за это несем все мы", - сказал он. Вероятно, имея в виду и себя, и свое правительство, и всех сидящих в зале. В предельном обобщении - все российское государство, тот самый "центр управления полетами", который "ведет" сегодня космический корабль под названием "Россия". Кстати, позиция, в разных вариациях весьма распространенная в нашей стране во многие века.
Зато понятие "вины" в трактовке Касьянова вполне новаторское. Правда, от этого ничуть не теряющее в реалистичности и адекватности.
Государство виновато - но не в том, что все больше отдаляется от практики послевоенного советского социализма с его тотальным субсидированием социальной сферы и уверениями, что социальный полет в коммунизм абсолютно безопасен. Оно виновато в том, что уходит от этой практики слишком медленно. Государство несет ответственность, говорит Касьянов, - за то, что "модернизация ЖКХ не была проведена". Положение можно поправить, утверждает он, - на это уйдет пять лет.
Возможно, за это время наши жилищно-коммунальные "шаттлы" еще не успеют развалиться. Так что сигнал ЦУПа ясен - каждый, кто может, должен выходить в открытый рыночный космос и думать о том, как уберечь свой челнок от аварии. Кому-то при этом, возможно, удастся пересесть и в более комфортабельные машины.
На официальном государственном языке описанная ситуация выражается строже и приземленнее. Здесь говорят о "корректировке программы преобразований в жилищно-коммунальном секторе", о "предотвращении необоснованного роста тарифов" и т.п. Но по сути она без остатка исчерпывается образами космоса, "шаттла" и космонавтов, получивших с Земли сигнал тревоги.
До Техаса еще далеко.