Рейтинг@Mail.ru
Имеют ли северокорейцы право на атомную энергию и атомную бомбу? - РИА Новости, 05.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Супертег Наука 2021январь
Наука

Имеют ли северокорейцы право на атомную энергию и атомную бомбу?

Читать ria.ru в
Дзен
МОСКВА, 13 февраля. /Политический обозреватель РИА "Новости" Дмитрий Косырев/. Итоги внеочередного заседания в Вене совета управляющих Международного агентства по атомной энергии /МАГАТЭ/ по "корейскому вопросу" были неоднократно предсказаны заранее. 35 голосами при двух воздержавшихся (Россия и Куба) совет решил направить на рассмотрение Совета Безопасности ООН материалы по ситуации, сложившейся вокруг ядерной программы КНДР. Это, в принципе, объяснимо хотя бы по чисто формальному признаку: КНДР больше не подпадает под "юрисдикцию" МАГАТЭ.

МАГАТЭ отвечает за соблюдение странами мира условий Договора о нераспространении ядерного оружия /ДНЯО/, в частности, с помощью инспекций и наблюдения за ядерными центрами и атомными электростанциями, которые способны, кроме производства энергии, нарабатывать ядерные материалы. Работали инспекторы МАГАТЭ и в Северной Корее. Но после недавнего выхода страны из ДНЯО и, соответственно, высылки оттуда персонала МАГАТЭ говорить не о чем.

Итак, МАГАТЭ не может больше ничего сделать с проблемой, но что мог бы сделать СБ ООН? С точки зрения буквы международного права - тоже немного. Дело в том, что тут есть две проблемы, не обязательно связанные друг с другом. Одна проблема - это Северная Корея, другая - несовершенство режима нераспространения в целом. Вторая проблема в принципе серьезнее.

Над всеми мировыми спорами и решениями по ядерным вопросам витает призрак 1998 года, когда мировой ядерный клуб пополнился сразу двумя новичками - Индией и Пакистаном. Тогда на эти два государства США наложили свои собственные санкции /которые блестяще провалились по крайней мере в том, что касается Индии/. Но никаких санкций ООН не было и быть не могло. Дело было в том, что Индия, например, не распространяла никакого ядерного оружия - она создала его самостоятельно. И призывать ее к ответственности за это не было никаких юридических оснований.

То же касается и КНДР, которая, выйдя из ДНЯО, имеет с этого момента полное право вести свои разработки - чем и пытается надавить на США в ответ на американское давление. Другое дело - поймать КНДР на экспорте ядерных технологий или материалов каким-нибудь террористам в то время, пока она в договоре состояла. Но инспекторы МАГАТЭ никаких претензий в то время не высказывали. Да и сейчас Северную Корею пытаются обвинять в тайных ядерных программах лишь США, в то время как Южная Корея /которая знает про своего соседа намного больше, чем Америка/ открыто и на официальном уровне говорит: никаких ядерных зарядов у КНДР нет.

Была информация /никем всерьез не подтвержденная/ о передаче ядерных технологий, наоборот, Северной Корее из Пакистана, но тогда в ООН надо обсуждать скорее Пакистан, чем КНДР, хотя в этом случае и Северная Корея нарушила некоторые свои обязательства. В общем, тем, кто в ужасе от идеи появления Пхеньяна в ядерном клубе, останется лишь одно - действовать не по закону, а по праву сильного, чтобы всем прочим было неповадно.

Уже в 1998 году было много вопросов - в чем сегодня смысл режима нераспространения? Изначально он был предназначен для эпохи холодной войны и противостояния Востока и Запада, и смысл идеи был в том, что ядерное оружие нельзя передавать странам-союзникам США и СССР. Сегодня же мир иной, и угрозы иные, сегодня все озабочены тем, чтобы ядерное оружие не попало к террористам. А механизм остался прежний - все тот же ДНЯО. И поэтому Москва, как и США, и все остальные страны, не столько хотела бы вернуть Пхеньян обратно в рамки ДНЯО /хотя и это тоже/, сколько опасается созданного северокорейцами прецедента, тем более юридически не очень наказуемого. Отдельная проблема - что вдобавок к ДНЯО как главному инструменту нерасползания ядерного оружия по планете надо придумывать что-то еще, более действенное.

Пока что придумать успели ужесточение по всему миру режима инспекций МАГАТЭ. Но это только идея, и даже за отказ от ее принятия никто пока не может быть наказан. Не говоря уж о наказании просто за факт выхода из ДНЯО. Иначе как быть с очевидно ядерным Израилем или бесспорно ядерной Индией, которые этот договор вообще отказываются подписывать?

И вот тут начинается самое интересное: нечто вроде сегрегации стран на плохие и хорошие. Помнится, президент США Джордж Буш год и один месяц назад в своей речи "О положении страны" объединил в январе прошлого года Ирак, Иран и КНДР в "ось зла", в том числе по признаку их стремления к ядерному оружию. При этом Буш яркими красками описал сами режимы этих стран, с очевидным выводом: таким бомбу давать нельзя.

И не только бомбу. Даже их ядерная энергетика, пусть и под плотным контролем МАГАТЭ, находится у США под подозрением. Так, на днях президент Ирана объявил, что его страна начинает добычу урана и переработку ядерного топлива: нормальное и законное дело для государства, создающего ядерную энергетику. В ответ на что анонимные официальные лица США говорят, что "тут есть повод для беспокойства", поскольку все это - сигнал Ирана, что с ним "нельзя шутить в ядерных вопросах", и "все это очень похоже на то, что происходило раньше в Северной Корее": "они подходят вплотную к порогу военного атома, но не переступают его". Видимо, будут и официальные заявления, возможно - не менее откровенные.

Итак, иракский и северокорейский, да заодно и иранский, режимы - очень плохие, поэтому им нельзя иметь ничего ядерного. Израильский же и индийский атом - ответственный, поэтому безопасный. А, допустим, пакистанский - под постоянным вопросом. Все логично, но кому и по каким билетам та или иная страна должна сдавать идеологический экзамен, открывающий ей дорогу к бомбе или атомной энергетике? Какие еще государства попадут в этот список - все мусульманские? Или все, кто беден? Это очень серьезные вопросы для мира. И похоже, что с таким подходом можно получить серьезный раскол международного сообщества. Как будто мы не наблюдаем его по другим вопросам.

Вернемся к КНДР, вроде бы к очевидному и крайнему случаю. Что знает внешний мир о реальной ситуации в Северной Корее? То есть никто не спорит, что это - последнее в мире коммунистическое, сталинистское государство, терзаемое голодом и экономическими неурядицами. Но в то же время для одних стран, расположенных далеко от Корейского полуострова, КНДР - это страшная сказка, олицетворение всего плохого, что может быть на земле, а для других - ее соседей - это нечто хоть и очевидно плохое, но не до сказочных масштабов.

Что реально знает о КНДР Америка или Европа? В то же время тысячи туристов из Южной Кореи побывали уже на Севере, там также постоянно курсируют туристические автобусы из Китая, да и из России /с Дальнего Востока/. Торговля КНДР с Китаем составляет 730 млн долларов в год, с Японией - 370 млн, а с Южной Кореей - 350 млн, но последнее не учитывает расположенных на территории КНДР совместных с южнокорейцами предприятий. Все эти люди знают, что же именно на Севере плохо, а что все-таки хорошо, или меняется к лучшему.

Кстати, когда в Южной Корее начали показывать последний фильм про Джеймса Бонда /который, как известно, имел неприятности в северокорейских лагерях/, то на юге /именно на юге!/ полуострова начались протесты и требования запретить показ. Видимо, картина на экране для знающего человека выглядит уж очень идиотской и оскорбительной для всей нации в целом. И как в таком случае южные корейцы отнесутся к попыткам пусть даже законно /то есть через ООН/ объявить Север страной-изгоем и задушить его санкциями?

Поэтому максимум, чего можно было бы ожидать от заседания СБ ООН - это, что американцы будут пытаться вывалить на стол груду непроверенной информации по якобы имевшим место нарушениям Пхеньяном своих прежних обязательств. А все остальные, умудренные опытом с Ираком, не будут верить ни одному американскому слову - даже если оно вдруг окажется правдивым. Вопрос о нераспространении в целом опять заметут под ковер, с КНДР достигнут компромисса, и все будут счастливы.

Впрочем, не все. Очень возможно, что американская дипломатия, уже проигравшая моральную битву за Ирак, потерявшая из-за этого множество своих союзников в Европе и фактически развалившая НАТО, из-за аналогичной Ираку истории с Кореей в итоге получит такой же провал и в Азии /да это почти уже произошло/. Но к атомной проблеме это никакого отношения не имеет, тут уже совсем другая тема.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала