Рейтинг@Mail.ru
К 80-летию Франко Дзеффирелли, итальянского режиссера - РИА Новости, 05.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

К 80-летию Франко Дзеффирелли, итальянского режиссера

Читать ria.ru в
Франко Дзеффирелли - художник, драматург, режиссер многих итальянских фильмов и театральных постановок. Его творения сразу можно узнать по огромному актерскому составу и роскошным костюмам. Сам он полушутя-полусерьёзно говорит о себе и своем творчестве так: "Я не итальянец, а флорентиец. Флоренция же веками стояла над нациями и была артистическим центром мира. Вот почему то, что я делаю на экране и сцене, носит международный характер и принадлежит всему миру".

Дзеффирелли /настоящее имя - Джанфранко Корси/ родился в 1923 году. Учился в Академии изящных искусств и на факультете архитектуры во Флоренции. После войны в 1946 году Дзеффирелли переехал в Рим, стал театральным художником и актёром. Решающей оказалась встреча Дзеффирелли с Лукино Висконти. Дзеффирелли получил роль в его фильме "Преступление и наказание" по роману Достоевского, а в 1949-1952 годах работал художником и ассистентом на фильмах "Земля дрожит", "Самая красивая" и "Чувство". Вместе с тем, Дзеффирелли не оставлял театр. Он делал декорации и костюмы для различных спектаклей, поставленных Висконти в Италии, в том числе "Трамвай "Желание"" Теннесси Уильямса и "Три сестры" Чехова.

Оформление "Трёх сестер" принесло Дзеффирелли огромный успех, и "Ла Скала" пригласил художника сделать декорации для "Золушки" Россини. Дзеффирелли согласился при условии, что ему доверят и режиссуру. Триумф, с которым прошёл спектакль, превзошёл самые смелые ожидания: Таким образом, в 1953 году Дзеффирелли сразу вошёл в число известных оперных режиссёров. С тех пор каждая новая постановка приносит ему шумный успех - "Турок в Италии" Россини в "Ла Скала", "Сельская честь", "Паяцы", "Лючия де Ламермур" в лондонском Ковент-Гарден, "Тоска" и "Норма" в Париже с Марией Каллас в заглавных партиях. В этих постановках складывался режиссёрский стиль Франко Дзеффирелли, определивший своеобразие и успех его спектаклей и фильмов: сплав жизненной достоверности и символики, житейской обыденности и поэтичности.

Советские зрители могли убедиться в этом во время турне миланской оперы "Ла Скала" в 1964 году. Самое сильное впечатление произвела на зрителей и слушателей "Богема", поставленная и оформленная Дзеффирелли. Он резко отошёл от стиля сценического воплощения традиционной оперы, его постановку отличал "современный оперный реализм": эмоциональная правдивость, непосредственность, неразрывное единство того, что зритель видит, и того, что он слышит.

Строжайшая стилистическая документальность, точность воссоздания эпохи во всех её деталях, глубина и верность настроения, одухотворяющая эмоциональность позволили режиссёру в 1965 году экранизировать "Богему" без внесения каких-либо изменений. Успех был небывалым. Фильм одновременно демонстрировался в 57 кинотеатрах Нью-Йорка и 350 залах других городов.

Мировая критика называет Франко Дзеффирелли режиссёром-шекспироведом. Он ставил "Отелло" в Шекспировском мемориальном театре, "Гамлета", который показывался в Италии и во многих других странах во время шекспировских торжеств 1964 года, оперу Верди "Фальстаф" в Метрополитен-опера в Нью-Йорке, которой дирижировал Леонард Бернстайн, новую оперу Самуэля Барбера "Антоний и Клеопатра", которой осенью 1966 года открылось новое здание Метрополитен-опера в Линкольн-центре, "Много шума из ничего" в Национальном театре Лоренса Оливье и в театре Олд Вик в Лондоне.

Восемь лет готовился режиссёр к экранизации "Ромео и Джульетты", проверяя свои концепции в различных театральных постановках. В 1960 году он поставил эту пьесу для лондонского театра Олд Вик, вдохнув в неё новую жизнь благодаря той подлинности атмосферы, которую он умеет создавать на сцене. Спустя четыре года, во время празднования 400-летия со дня рождения Шекспира, Дзеффирелли поставил "Ромео и Джульетту" на итальянском языке в Римском театре Вероны - городе, где происходило действие. В следующем году на фестивале народов в Париже Дзеффирелли получил за этот спектакль высшую премию за режиссуру.

Экранизация "Ромео и Джульетты" в 1968 году принесла Дзеффирелли полный триумф. Режиссеру удалось создать актуальное произведение, сохраняя верность и уважение к первоисточнику. Дзеффирелли исключает нарочитую модернизацию и поверхностное осовременивание великой пьесы.

Дзеффирелли удалось максимально приблизить пьесу английского автора к итальянскому колориту, с удивительной достоверностью передать атмосферу Вероны 14 века. Фильм снимался в Италии, в старой Тоскане и в Риме. Многое в фильм пришло с полотен старых итальянских мастеров. Однако главные роли исполняли уже английские актёры Оливия Хасси и Леонард Уайтинг, и весь фильм снимался на языке Шекспира. При выборе актеров одно основных требований режиссера заключалось в том, чтобы возраст актеров соответствовал возрасту героев шекспировской трагедии, ведь им было пятнадцать-шестнадцать лет.

После "Ромео и Джульетта" Дзеффирелли успешно продолжает заниматься экранизациями классики и киноверсиями опер. В 1970 году он ставит телевизионный фильм-оперу "Фиделио". В 1977-м - сериал "Иисус из Назарета". В 1981 году в США снимает фильм "Бесконечная любовь". В 80-е годы Дзеффирели ставит сразу несколько телевизионных фильмов-опер: "Сельская честь", "Паяцы", "Травиата", "Отелло".

В 1988 году выходит фильм "Молодой Тосканини". А в 1990 году Дзеффирелли вновь возвращается к Шекспиру, экранизируя "Гамлета". На главную роль он неожиданно для всех пригласил звезду мирового кино, героя боевиков, американского актера Мела Гибсона. В 1993 году Дзеффирелли снимает невероятно красивую костюмированную драму по роману Джованни Верга "Воробей". А его экранизация произведения Шарлотты Бронте "Джейн Эйр" 1995-года по праву считается лучшей экранной версией этого романа. В 1998 году Дзеффирелли снимает в Италии фильм "Чай с Муссолини" с участием актрисы и певицы Шер. Основой фильма стали первые главы написанной в 1988 году автобиографии. Режиссер воссоздает на экране тревожную атмосферу своего флорентийского предвоенного детства.

В 2002 году на экраны вышел фильм Франко Дзеффирелли "Каллас навсегда", в котором роль выдающейся греческой певицы исполняет Фанни Ардан. В основу фильма режиссер положил историю о том, как в 1976 году он предложил Марии Каллас сняться в музыкальной экранизации оперы "Кармен". Артистка отказалась, заметив, что не любит "Кармен". Это случилось незадолго до ее внезапной смерти в Париже, когда после драматического разрыва с миллиардером Онассисом, она потеряла самое дорогое, что у нее было, - голос. Дзеффирелли утверждает, что ему "нужно было снять этот фильм, чтобы проникнуть в тайну великой певицы", показать гения и рассказать о человечности и хрупкости его бытия.

/По материалам Редакции информационно-справочного обеспечения РИА "Новости", 12 февраля/.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала