Навеянная воспоминаниями детства художника и совсем не случайно названная "Птица-небылица", во вторник экспозиция открывается в Музейном центре Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ). Эта выставка, рассказала корреспонденту РИА "Новости" ее куратор Юлия Лебедева-Грецкая, - один из последних проектов Леонида Талочкина. Ушедший в 2002 году из жизни собиратель, чья коллекция легла в основу музея "Другое искусство", не успел сам представить работы живописца Волка - они были среди последних его открытий.
Волк, перешагнувший рубеж 60-летия, принадлежит к поколению художников-нонконформистов, до сих пор мало известных широкой публике. Правда, выставка ограничится лишь импровизациями Волка на тему народного творчества. В молодости он много работал под впечатлением от народных картинок и примитивных икон, увлекшись ими в начале 1960-х, студентом заочного университета искусств. В профессиональной терминологии слово "примитивный" означает принадлежность к искусству народному, сейчас чаще называемому наивным, в отличие от профессионального, которое создают "художники с дипломом".
Еще в детстве, живя в эвакуации в древнем городе Макарьеве близ Костромы, художник, по его собственному признанию, был "очарован искусством простых деревенских жителей". Позднее, окончив художественно-графический факультет МГПИ, он стал приверженцем абстракционизма. Но и в зрелые годы мастер то и дело возвращался к юношескому увлечению примитивами, ценя их за то, что "дают полет неукротимой фантазии". Повзрослев, Волк часто ездил в Макарьев и в окрестные деревни - найденные в заброшенных избах старые деревенские вещи, поделки из дерева он позднее перевоплотил в живописи, графике и скульптуре.
Увлечение темами и стилем народного творчества могло быть и безотчетным протестом против царившей в годы застоя шаблонности в искусстве: по словам Волка, "после посещения Манежа создавалось впечатление, что сотни работ написал один и тот же художник в совершенно безликой реалистической манере".