ВОПРОС: Господин Посол, последние месяцы минувшего года были ознаменованы значительными событиями в отношениях наших стран: состоялось первое заседание российско-французского Совета сотрудничества по вопросам безопасности с участием министров иностранных дел и министров обороны двух государств; во Франции побывал с визитом Председатель Правительства РФ Михаил Касьянов. И вот теперь с государственным визитом во Францию прибывает Президент России Владимир Путин. Можно ли расценивать все это как новый этап в российско-французском политическом и экономическом взаимодействии?
ОТВЕТ: Я полагаю, Вы правы, говоря о том, что между Францией и Россией сложились очень хорошие отношения. Их заметное улучшение в последнее время - устойчивая тенденция. Можно сказать, что стрелка барометра франко-российских отношений твердо зафиксировалась на отметке "ясно".
Это касается прежде всего политических отношений на высшем уровне. Главы наших государств довольно часто связываются друг с другом по телефону, чтобы обсудить актуальные вопросы двусторонних отношений и мировой политики, а на днях президент Путин посетит Францию с государственным визитом, в ходе которого запланировано его пребывание в Париже и Бордо.
Как известно, в рамках ежегодных межправительственных семинаров проводятся встречи Председателя Правительства России и Премьер-министра Франции. В этих семинарах принимают участие многие члены кабинетов министров двух стран. Последняя такая встреча состоялась в Тулузе 18 ноября 2002 года, а следующая - пройдет в России, скорее всего, в октябре 2003 года. В ближайшее время господин Касьянов назовет точную дату и город, где она состоится.
Новым элементом в двусторонних отношениях стал недавно созданный Совет сотрудничества по вопросам безопасности с участием четырех министров, а именно, министров иностранных дел и министров обороны России и Франции.
Действует также СЕФИК - российско-французский Совет по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам, который занимается выработкой соответствующих предложений и подготовкой ежегодных межправительственных семинаров, где эти предложения рассматриваются.
Между министрами иностранных дел двух стран происходят постоянный обмен мнениями и согласование позиций по важнейшим международным вопросам.
Проводятся встречи руководителей других министерств. Словом, мы с полным на то основанием можем утверждать, что в политической сфере между нашими странами сложились тесные, постоянные и насыщенные содержанием контакты, и на всех уровнях этот диалог носит весьма позитивный характер.
ВОПРОС: Известно, что Россия и Франция придерживаются схожих позиций по целому ряду международных вопросов. Соответствует ли такому уровню политического взаимопонимания состояние их экономических и торговых связей? Какие шаги, по Вашему мнению, необходимо предпринять для более интенсивного развития торгово-экономических отношений, в частности, в сфере инвестиций?
ОТВЕТ: Что касается экономических отношений, то степень их активности зависит не только от правительств, но и от непосредственных участников сотрудничества, то есть от предприятий. Во Франции, а теперь и в России, это по большей части частные предприятия, и, стало быть, решения относительно инвестиций принимают их руководители - в зависимости от оценки инвестиционных условий в той и другой стране. На мой взгляд, тут тоже происходят позитивные сдвиги. Все крупные французские финансово-промышленные группы в той или иной мере работают в России. Значительные средства они вкладывают, например, в энергетическую сферу и ряд других.
Но, вместе с тем, в ходе встреч с российскими партнерами мы зачастую приходим к выводу, что степень активности экономических связей далеко не в полной мере соответствует уровню политических отношений, и это отставание надо преодолеть. Однако еще раз хочу подчеркнуть: не все тут зависит от желания правительств. В условиях рыночной экономики дело правительств - позаботиться о создании благоприятных условий для экономического сотрудничества, но подменять собой участников экономического процесса они не могут. В том, что касается создания благоприятных политических, финансовых и иных условий, правительства, как мне кажется, в целом успешно выполняют свои задачи. Но есть, по всей видимости, и резервы для улучшения делового климата, и в этом направлении предстоит еще основательно поработать. Это, разумеется, в равной мере касается сотрудничества как с французскими, так и с другими иностранными инвесторами.
Развитие межгосударственных отношений во многом зависит и от общественного мнения - от того, какой видится Франция россиянам, а Россия - французам. Я считаю, что с обеих сторон сложилось позитивное мнение друг о друге. Однако эти представления не всегда отражают нынешние реалии, зачастую бытуют устаревшие представления, особенно в отношении России, где происходят очень быстрые и существенные изменения.
А, значит, и в этом плане тоже нужно немало поработать и, в частности, наращивать обмен студентами, учеными, преподавателями, развивать туризм.
ВОПРОС: Каково Ваше мнение относительно франко-российского сотрудничества в гуманитарной области?
ОТВЕТ: Принято считать, что сферой деятельности гражданского общества является все то, что выходит за рамки компетенции правительственных и других официальных структур. Так что гражданское общество играет очень важную роль в жизни наших стран, именно там формируется общественное мнение. Я считаю, что в числе всех тех гигантских изменений, которые произошли в России за последние двенадцать лет, одним из важнейших является постепенное формирование гражданского общества, независимого от политической власти.
Чем как не недостатком контактов между людьми можно объяснить то обстоятельство, что во Франции мало знают о произошедших в России изменениях, а в России не имеют точного представления о современной Франции. Речь тут, конечно, не идет о тех, кто постоянно бывает в другой стране, будь то по делам или в качестве туриста. Они-то, разумеется, прекрасно осведомлены о том, что сегодня представляют собой Россия и Франция. Но таких меньшинство по сравнению с теми, кто никогда не был в другой стране и, соответственно, судит о ней по устаревшим стереотипам.
Потребуется немало усилий, чтобы внедрить в России истинное представление о современной Франции как о стране, славящейся не только богатейшим культурным наследием и производством предметов роскоши, но и обладающей суперсовременными технологиями. Точно так же в восприятии французов должен быть осовременен образ России - страны с рыночной экономикой, где есть предприниматели, принимающие самостоятельные и ответственные решения.
Что касается франко-российских культурных связей, то тут существуют давние добрые традиции, и потому развитие сотрудничества идет более гладко. Впрочем, и в этой сфере тоже нужна определенная модернизация.
Отдавая дань классическому искусству, заботясь о сохранении этого величайшего наследия, следует уделять больше внимания современным деятелям культуры. Надо постоянно наращивать культурный пласт, в том числе путем развития контактов между российской и французской творческой интеллигенцией. Это очень важное и плодотворное поле деятельности, будьто в области литературы, кинематографии, театрального искусства, архитектуры или изобразительного искусства.
ВОПРОС: Как Вы расцениваете перспективы российско-французского диалога?
ОТВЕТ: Я полагаю, что доверие между лидерами наших стран восстановлено, и политический диалог станет теперь глубже. Мы живем в опасном, быстро меняющемся мире, в мире, который в определенной степени утратил основополагающие ориентиры. По целому ряду международных проблем мы придерживаемся близких точек зрения, и интересы наших стран совпадают. В частности, Франция и Россия считают, что выход из нынешних кризисных ситуаций возможен не иначе, как на путях строгого соблюдения международного права, признания роли Организации Объединенных Наций и ее Совета Безопасности. И эти принципы должны неукоснительно соблюдаться применительно к ряду нынешних чрезвычайно опасных кризисов.
Разумеется, наши страны должны и далее развивать и укреплять взаимодействие в рамках международных организаций. Необходимо создать условия для скорейшего вступления России во Всемирную торговую организацию. Присоединение России к ВТО имеет большое значение для всего мира. Россия должна занять причитающееся ей достойное место во всех международных организациях, образующих костяк современного мира.
Важно, чтобы помимо и в дополнение к межгосударственным отношениям были установлены контакты между гражданским обществом наших стран. Это же относится к предпринимателям и их объединениям. Всяческой поддержки заслуживает сотрудничество между Движением французских предпринимателей (МЕДЕФ) и Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), а также между Торгово-промышленными палатами наших стран. Надо полагать, что развитие партнерства в сфере бизнеса послужит примером для установления связей между другими профессиональными группами, в частности, юристами, врачами, специалистами в области биологии и особенно "биоэтики", которая в последнее время приобретает особое значение. Причем такие контакты должны быть установлены в первую очередь между людьми, ответственными за принятие стратегических решений.