Рейтинг@Mail.ru
Выступление министра обороны России Сергея Иванова на международной конференции по вопросам безопасности и обороны - РИА Новости, 05.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Выступление министра обороны России Сергея Иванова на международной конференции по вопросам безопасности и обороны

Читать ria.ru в
Дзен

"Я выступаю в Мюнхене по проблеме международного терроризма уже четвертый год подряд.
В 2000 году - пытался привлечь ваше мнение к тому, что на самом деле происходит в Чечне.
В 2001 году - безуспешно показать опасность, исходящую от режима талибов в Афганистане.
В прошлом году - наметить основные направления международного сотрудничества в борьбе с новым вызовом, брошенным всему цивилизованному миру.
Что же изменилось за год?
Военные успехи антитеррористической коалиции, в результате которых от талибов очищена практически вся территория Афганистана, результаты всеафганской ассамблеи Лойя Джирги закрепили курс на возрождение независимого и мирного Афганистана, полную ликвидацию на его территории очагов терроризма, религиозного экстремизма и наркоугрозы.
Но пока переходная администрация Х.Карзая еще не обладает необходимым влиянием в провинциях. Еще не созданы необратимые условия для предотвращения нового прихода талибов к власти. Против руководства Афганистана готовятся и совершаются попытки новых терактов, причем исполнители готовятся за пределами страны.
В связи с этим, необходимы скоординированные усилия, в том числе на международном уровне, для противодействия исламскому экстремизму в любой его форме ("Движение талибов", "ваххабизм" и др.).
Стратегическим направлением борьбы с данным движением является нейтрализация факторов, способствующих его активности. К самым существенным из них как в Центральной Азии, так и в других регионах мира, относятся острые политические конфликты и тяжелые экономические проблемы. Но бессмысленно бороться против терроризма, используя только военную силу, когда борьба не затрагивает напрямую его идеологических основ.
Борьба с терроризмом была бы гораздо эффективней, если бы удалось сделать идеи вдохновителей террора непривлекательными, разорвать связи между террористическими организациями в разных странах, перекрыть каналы снабжения их деньгами, кадрами, оружием.
Как известно, на территории ряда стран Азии продолжают легально функционировать представительства экстремистских организаций под видом гуманитарных, духовных и других центров.
Например, фонд "Аль-Рашид Траст", образованный в 1996 году в целях оказания гуманитарной помощи афганским беженцам в Пакистане, впоследствии распространил свою деятельность на Чечню и Косово. Основной целью этого фонда является распространение идей джихада и немедленное вооруженное реагирование на любые случаи якобы притеснения мусульман.
Саудовские ваххабитские структуры также продолжают активно использовать территорию ряда государств Среднего и Ближнего Востока для подготовки боевиков из стран Европы, Азии и Африки.
Существует связь пакистанских исламских школ (медресе), принадлежащих религиозным партиям "Джамаат-е-Ислами", "Джамиет-уль-улема-и-Ислам" и "Джамиат-уль-улема-и-Пакистан", с различными центрами и лагерями подготовки боевиков. Продолжаются свободные публикации и распространение печатных изданий экстремистских организаций "Голос ислама", "Аль-рибат", "Маджалла-аль-дава", "Тайиба", "Зарб-и-таиба", "Зарб-и-момин", "Дхарб-и-момин", "Джихад тайме", в которых фактически ведется идеологическая обработка и вербовка добровольцев из числа мусульманской молодежи для участия в террористической деятельности.
Особую тревогу вызывает развитие ситуации в прилегающей к Афганистану Северо-Западной пограничной провинции, где сильны позиции талибов, Военно-политическая ситуация в Центральной Азии является одним из решающих факторов, влияющих на безопасность в мире в целом.
Россия является сторонником формирования в регионе многополюсной, кооперативной по своему характеру, системы общерегиональной безопасности, основанной на равноправном сотрудничестве всех расположенных здесь государств. Становлению такой системы будет способствовать укрепление имеющихся в регионе механизмов многостороннего взаимодействия и обеспечения региональной безопасности, прежде всего - Шанхайской организации сотрудничества.
Кроме того, в соответствии с решением Ереванской сессии Совета коллективной безопасности в 2001 году были сформированы Коллективные силы быстрого развертывания (КСБР) Договора о коллективной безопасности о (ДКБ) в Центрально-Азиатском регионе, в состав которых вошли части и подразделения вооруженных сил четырех государств СНГ (Казахстана, Киргизии, Таджикистана и России). КСБР предназначены для выполнения задач по обеспечению военной безопасности государств-участников ДКБ Центрально-Азиатского региона, в том числе, для проведения совместных контртеррористических операций. Именно этим целям и отвечает наше намерение усилить КСБР авиационным прикрытием на территории Киргизии.
Такое явление как терроризм присутствует не только в Центральной Азии, но и в других регионах, где можно увидеть отличные по форме его проявления и борьба с этим злом в каждой стране имеет свою специфику.
Россия уже в течение более чем восьми лет ведет борьбу с "окопавшимися" на территории Северного Кавказа пособниками мирового терроризма. Некоторым хочется представить проводимую здесь контртеррористическую операцию как агрессию России против маленького независимого государства. Но нет нужды напоминать, что Чеченская Республика является частью Российской Федерации, и наше право и обязанность поддерживать на своей территории конституционный порядок, тем более что угроза экспансии терроризма и бандитизма территорией Чечни в России не ограничивается.
Народ Чечни должен сам решать свою судьбу, а не предоставлять это право вооруженным бандитам. Договариваться с террористами мы не намерены. В прошлое воскресенье российское телевидение показало запись совещания террористов во главе с Масхадовым и Басаевым. На этом совещании полевым командирам был представлен Мовсар Бараев, который вскоре после этого возглавил банду террористов, совершивших массовый захват заложников в театральном центре на Дубровке. С такими людьми договариваться о чем-либо нельзя - их необходимо судить за совершенные преступления или уничтожать. А тем, кто продолжает нам советовать снова начать переговоры с Масхадовым, могу сказать - мы это уже проходили. Если кому-то нравятся переговоры с террористами - то ведите их с муллой Омаром.
Сейчас положение в Чечне улучшается, восстанавливается экономика, система образования, здравоохранения, идет подготовка к референдуму по Конституции Чеченской Республики, который состоится 23 марта с.г. и выборам в местные органы власти. Т.е. процесс политического урегулирования идет и именно это вызывает яростное сопротивление боевиков.
Большую роль в борьбе с международным терроризмом в Чеченской Республике сыграли Вооруженные Силы Российской Федерации. На Северном Кавказе мы прошли серьезную и суровую практику антитеррористической борьбы, а Министерство обороны - опыт планирования специальных контртеррористических операций.
В настоящее время в Чечне сформировано республиканское Министерство внутренних дел, военные коменданты в подавляющем большинстве представляют это же ведомство, а спецподразделения Минобороны России эффективно действуют в горной, фактически не заселенной местности, помогая одновременно пограничникам.
Было бы ошибкой считать, что в Чечне русские воюют с чеченцами. Нет, это не так. В Чечне граждане Российской Федерации разных национальностей, в том числе и жители Чечни, воюют с бандитами и террористами разных национальностей. Среди этих террористов были и граждане около 40 государств мира, в том числе, ряда арабских стран, Турции, даже США и Японии.
Террористы, оружие, боеприпасы и деньги попадают в Чеченскую Республику из соседних государств, чаще всего Грузии и Азербайджана.
Поверьте, любой теракт, любой выстрел или подрыв в Чечне имеет свои расценки, свой прейскурант, это мы неоднократно демонстрировали в СМИ. Даже во время драмы с захватом заложников в октябре 2002 г. главари террористов вели телефонные переговоры со своими сообщниками и вдохновителями находящимися не в Чечне, а в Грузии, Турции, ОАЭ.
В прошлом году я сообщал вам о том, что на самом деле происходит в Панкисском ущелье Грузии. К сожалению, все это нашло полное документальное подтверждение.
На территории Грузии продолжают функционировать криминальные чеченские структуры, которые легализовались в крупных городах и пытаются взять под свой контроль грузинские компании, занимающиеся международными грузовыми перевозками. Им уже удалось добиться полного или частичного контроля над рядом таких , предприятий, которые используются для транспортировки оружия, наркотиков и переброски боевиков. Кроме того, легализовавшиеся чеченцы активно вкладывают деньги в автозаправочный бизнес.
Под прикрытием гуманитарных миссий в Ахметском районе распространяются идеи ваххабизма, построены мечети и исламские школы. Для ведения пропагандистской работы активно используется широковещательная станция "Независимая Ичкерия - Кавказ", установленная севернее н.п. Дикло.
В Грузии действуют функционеры прочеченских ассоциаций, в частности "Братья-мусульмане", которые координируют деятельность бандгрупп и вопросы их снабжения из-за рубежа.
Расследование терактов, совершенных в 2002 году в Каспийске, в театральном центре в Москве и в здании правительства Чеченской Республики, подтверждают связь чеченских террористов с международными террористическими организациями, в том числе и "Аль-Каидой".
То, что чеченский терроризм - составная часть террористического интернационала подтверждает регулярно появляющийся "чеченский след" в разных странах.
В ноябре 2001 г. после падения Кабула американскими военными была обнаружена лаборатория "Аль-Каиды", в которой разрабатывались отравляющие вещества. Найдено упоминание подобных отравляющих веществ и в документах, захваченных в пригороде Парижа в декабре прошлого года.
Что касается базы подготовки международных террористов - химиков, то она теперь хорошо известна - Панкисское ущелье в Грузии. Там были обнаружены кустарные лаборатории, в которых изготавливался рицин. А террористы - химики, арестованные недавно во Франции и Великобритании, проходили там подготовку.
Рициновый след ведет и в Чечню. Недавно, во время проведения спецоперации в Гудермеском районе, была уничтожена группа боевиков, которая подчинялась непосредственно Масхадову. У одного из убитых террористов была найдена инструкция по кустарному изготовлению отравляющих веществ, в том числе рицина.
В апреле прошлого года у убитого полевого командира были найдены сулема и мышьяк - сильнодействующие яды, а также инструкции по их применению. Крупные партии таких же ядов были обнаружены у селения Бачи-Юрт в тайнике.
Таким образом, международный терроризм готовится к новым способам проведения террористических актов - с помощью оружия массового уничтожения.
Рицин вряд ли стоит считать таким оружием, но у нас нет уверенности, что террористы остановятся только на этом и не получат доступа к другим еще более страшным средствам уничтожения.
К сожалению, мы сталкиваемся с примерами недостаточного понимания нашими партнерами проблемы борьбы с международным терроризмом на территории Российской Федерации. В частности, это видно по отношению ряда стран к террористическим организациям, действующим на Северном Кавказе. Россия ожидает от партнеров понимания и содействия, чтобы террористические организации, совершающие кровавые преступления у нас в стране, были включены в списки запрещенных террористических организаций.
В борьбе с терроризмом использование "двойных стандартов" способно дискредитировать саму идею международного сотрудничества в этой сфере. Чтобы чувствовать доверие к партнерам по антитеррористической коалиции мы должны отказаться от своих сиюминутных политических выгод. Не должны нам мешать религиозные или национальные симпатии и чувства. Да и серьезного сотрудничества по линии военных ведомств и спецслужб при таком подходе не получится.
На территории ФРГ продолжают существовать и активно действуют, так называемое "Представительство Чеченской Республики Ичкерия" во главе с жителями Мюнхена Авторхановым и Абумуслимовым, выдающими себя за "личных уполномоченных президента Чечни", а также "Германо-кавказское общество" и немецкое "Общество в защиту угнетенных народов". В прошлом году в авторской передаче германского новостного телеканала было показано интервью с некоей Субар Магомедовой, представившейся "политической беженкой" из г.Грозного, ныне проживающей в г.Штутгарте. В ходе интервью она призналась, что лично расстреляла четверых российских военнослужащих в Чечне.
Не могу себе даже представить, как реагировали бы власти и общественность ФРГ, если бы на российском телевидении давал интервью и остался бы после этого на свободе убийца полицейского ФРГ или солдата бундесвера. Российские власти столь серьезные преступления не оставляют без внимания.
И все же, несмотря на некоторое недопонимание друг друга, прогресс в развитии антитеррористического взаимодействия налицо. Мы лучше понимаем друг друга. За прошедший год появились первые реальные плоды нашего сотрудничества. Я имею в виду антитеррористическое взаимодействие России на двусторонней и многосторонней основах, прежде всего с такими международными организациями как: ООН, НАТО, ШОС, ЕС, СНГ.
В рамках Совета Россия-НАТО на неформальной встрече министров мы договорились обсудить в будущем вопрос, как быть с территориями, которые формально находятся под юрисдикцией определенного государства, но им не контролируются и где вольно или невольно возникает питательная среда для экстремистов и террористов. Чечня, кстати, до недавнего времени была одной из таких территорий.
Борьба с международным терроризмом не будет ни легкой, ни быстрой. Поэтому мы должны быть готовы к борьбе с новыми вызовами.
Мы все сегодня должны подумать о важности сохранения единства антиттеррористической коалиции, укрепления ресурса налаженного взаимодействия. Иначе наши совместные действия будут малоэффективными.
Как нам в дальнейшем эффективно противостоять угрозе терроризма? Этот вопрос беспокоит всех нас. Решать какую-либо проблему можно, когда есть четкое понимание ее сути, четко определены цели, которые мы хотим достичь, и задачи, которые необходимо при этом решить. Но это, конечно, происходит не всегда. Так произошло и с антитеррористической борьбой.
Несколько лет в рамках ООН обсуждается индийский проект о заключении всеобъемлющей конвенции по борьбе с терроризмом, где вводится юридическое определение терроризма. И очень жаль, что по данному вопросу не удается найти согласия в ООН. Отсутствие четкого определения терроризма позволяет террористам маневрировать и уходить от ответственности. Если мы не можем договориться о единых подходах к проблеме терроризма, то неизбежно будет возникать непонимание друг друга. Хотя подход к борьбе с терроризмом и, соответственно, к террористам должен быть во всех государствах единым - либо их выдача, либо суд на месте поимки, если есть препятствия к выдаче, либо уничтожение.
Предстоит еще много сделать, чтобы победить международный терроризм. Но решить эту задачу можно только сообща. Россия вносит свой весомый вклад в борьбу с международным терроризмом и готова к самому широкому взаимодействию с другими странами в этой сфере.
Благодарю за внимание!"

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала