Жители российской столицы и гости города смогут вновь увидеть и услышать романтический рассказ о всепобеждающей любви Сани Григорьева и Кати Татариновой. Созданная много лет назад Вениамином Кавериным в его знаменитом романе "Два капитана" романтическая история для известных российских бардов Георгия Васильева и Алексея Иващенко стала литературной основой музыкального спектакля, который вышел далеко за рамки события культурной жизни Москвы, став символом мужества и несгибаемого духа.
После освобождения заложников в Театральном центре на Дубровке не все верили, что спектакль удастся возродить. И дело тут не только в огромном ущербе, причиненном и зданию, и дорогостоящему оборудованию, но и в психологическом ударе, нанесенному и по артистам, и по потенциальным зрителям.
Но "команда" "Норд-Оста" верила, что спектакль должен и будет жить. По словам Васильева, который является генеральным продюсером мюзикла, по большому счету вопрос - реанимировать "Норд-Ост" или нет - вообще не стоял, речь шла лишь о том, где это делать. "А то, что спектакль должен был быть восстановлен, у меня не вызывало сомнений. И в память о погибших, и просто потому, что это наше детище". То, что ребенок заболел, "не значит, что давайте родим себе нового. Мы должны вылечить этого", - говорил Васильев.
История возрождения "Норд-Оста" наводит на мысли о лучших чертах национального характера россиян, которые испокон веков всем миром помогали пострадавшим. В поддержку мюзикла, который террористы пытались уничтожить, встала вся Россия: с артистами встретился глава государства, руководители правительства страны. Национальным героем стал известный медик Леонид Рошаль, так много сделавший для помощи заложникам.
"Норд-Ост" - проект дорогостоящий, для его восстановления требовались солидные материальные средства. "Команда" мюзикла получила поддержку и от государства, и от крупного бизнеса, и от рядовых граждан.
"Государство очень помогло", - подчеркивал Васильев. Парламент и правительство предоставили субвенцию в размере трехмесячного фонда зарплаты. На эти деньги и жил коллектив, насчитывающий более 300 человек, на эти деньги шла работа над восстановлением спектакля и его совершенствованием.
По оценке генерального продюсера, объем материального ущерба, причиненного спектаклю терактом, составил 23 млн рублей. За короткое время было собрано 22,5 млн рублей. 80 проц этой суммы удалось собрать у частных лиц и организаций. Министерство культуры РФ и правительство столицы выделили в совокупности порядка 4-5 млн рублей. Очень много пожертвований поступило от тех, кого на яэыке юристов сухо именуют "физическими лицами" - от 9 рублей до 50 тыс долларов. Крупную сумму предоставил Российский союз предпринимателей и промышленников.
Власти Москвы буквально на следующий день после проведенной рано утром 26 октября спецоперации по освобождению заложников начали ремонт здания. В результате Театральный центр не только восстановлен, но и стал лучше прежнего.
Естественно, трагические октябрьские события не могли не отразиться на творческой стороне "Норд-Оста". Накануне премьеры возрожденного мюзикла его показали журналистам. Впечатление таково: это и тот спектакль, что был прежде, и не тот. "Тот" - по музыке и сюжету. "Не тот" - по большей жизнерадостности, хотя и изначально мюзикл провозглашал победу добра над злом. Возросший оптимизм "сверхзадачи" артистов подчеркивают и оттеняют более бодрые и энергичные аранжировки танцевальных номеров, новые оттенки в хореографии, улучшенные декорации. По словам Васильева, "спектакль сильно высветлился". "Команда" мюзикла сделала это, чтобы "бороться с черным, бороться со злом", добавил он.
На встрече с прессой в канун премьеры генеральный продюсер констатировал, что "Норд-Ост" сам по себе стал "частью новейшей истории России". Кстати, это нашло отражение и в логотипе спектакля. Если первоначально на нем было начертано название мюзикла и слова "История любви", то теперь в логотипе значится: "История страны. История любви".
Хотя премьера возрожденного "Норд-Оста" состоится буквально через несколько часов, трудности "команды" мюзикла не канут в прошлое. Особенность "Норд-Оста" - в режиме ежедневного показа. В этом и его сила, и одновременно уязвимость. Экономически схема такого показа "завязана" на непрерывности процесса - одни зрители приходят на спектакль, смотрят его и, если он нравится, рекомендуют знакомым последовать их примеру. До 23 октября 2002 года октября этот механизм действовал безотказно, за год на спектакле побывало более 352 тыс зрителей. А потом произошел вынужденный перерыв. Несложно подсчитать т.н. "упущенную выгоду" - сколько тысяч человек могли бы побывать на мюзикле за последние месяцы. Но возник фактор, не поддающийся учету - исчезла "армия рекомендателей", тех, кому понравился мюзикл и кто мог поделиться своими впечатлениями с друзьями.
Фронтовики говорят, что два раза в одну и ту же воронку снаряд не попадает. Конечно, со временем "цепочка" постоянных рекомендаций: "А Вы видели? Обязательно посмотрите!" может снова начать действовать, но время стирает элемент новизны. Не случайно в ходе проведенного в декабре в Москве опроса общественного мнения 84 проц респондентов заявили, что "Норд-Ост" должен жить. Между тем, количество людей, желающих посетить спектакль, по сравнению с ноябрем сократилось. Иными словами, многие выступают за возрождение мюзикла "абстрактно", тогда как для "команды" "Норд-Оста" наличие или отсутствие постоянного притока зрителей - вопрос выживания проекта.
Тем не менее, можно с полным правом утверждать, что мюзикл опять есть. В ином случае террористы могли бы праздновать победу. Этого - не должно быть, этого - не будет.