Рейтинг@Mail.ru
Cпециально для РИА "Новости" - Михаил Швыдкой, министр культуры Российской Федерации "НАМ ПРЕДСТОИТ ЗАНОВО РАССКАЗАТЬ О РОССИИ" - РИА Новости, 05.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Cпециально для РИА "Новости" - Михаил Швыдкой, министр культуры Российской Федерации "НАМ ПРЕДСТОИТ ЗАНОВО РАССКАЗАТЬ О РОССИИ"

Читать ria.ru в
Дзен
Cпециально для РИА "Новости" - Михаил Швыдкой, министр культуры Российской Федерации "НАМ ПРЕДСТОИТ ЗАНОВО РАССКАЗАТЬ О РОССИИ" Год культуры России в Германии, который откроют в Берлине 9 февраля президенты Йоханнес Рау и Владимир Путин, обещает быть беспрецедентным по количеству различных мероприятий. Ничего подобного не было ни во времена СССР, ни во времена новой России. Следующий год станет Годом немецкой культуры в нашей стране. Все это - части "Российско-германских культурных встреч" - большой программы культурного обмена в 2003-2004 годах, которая затронет не только столицы двух стран, но и российскую провинцию и немецкие земли. Не секрет, что всякий раз, когда проводятся крупные культурные акции в государствах, которые когда-то находились в достаточно напряженных политических, экономических и идеологических отношениях, люди задумываются, а не пустая ли это трата денег и времени. Ну, что с того, что артисты Большого или Мариинского театров приедут в Германию? Или Московский...

Год культуры России в Германии, который откроют в Берлине 9 февраля президенты Йоханнес Рау и Владимир Путин, обещает быть беспрецедентным по количеству различных мероприятий. Ничего подобного не было ни во времена СССР, ни во времена новой России. Следующий год станет Годом немецкой культуры в нашей стране. Все это - части "Российско-германских культурных встреч" - большой программы культурного обмена в 2003-2004 годах, которая затронет не только столицы двух стран, но и российскую провинцию и немецкие земли.

Не секрет, что всякий раз, когда проводятся крупные культурные акции в государствах, которые когда-то находились в достаточно напряженных политических, экономических и идеологических отношениях, люди задумываются, а не пустая ли это трата денег и времени. Ну, что с того, что артисты Большого или Мариинского театров приедут в Германию? Или Московский художественный театр посетит немецкие города, а представители народного искусства из разных регионов России побывают в гостях у своих побратимов в ФРГ? Дескать, не лучше ли использовать эти деньги на повседневные нужды, которые, безусловно, имеются в каждой стране, в том числе и в такой богатой, как Германия? Так, если ФРГ предполагает потратить 15 миллионов евро за два года, то Россия только в нынешнем году ассигнует на эти мероприятия 10 миллионов долларов.

Насколько культурные контакты смогут реально повлиять на политические и экономические отношения между нашими странами? Вопрос вполне естественный. Ведь многие полагают, что сначала "идет" экономика, а культура - потом. Но вот что мне кажется важным: одна из очень серьезных проблем, которая существует между Россией и западным миром, - это определенный дефицит доверия и дефицит понимания. Я уже не говорю о том, что образ России, который сегодня существует на Западе, строится в основном на сырьевых составляющих ее экономики - газе и нефти. Жизнь в России в основном подается западными СМИ односторонне и предвзято: тут и отмывание денег, и проституция, и торговля наркотиками, и замерзающие города... Достаточно посмотреть немецкие телеканалы, чтобы убедиться, насколько негативной является информация о России. В целом положительно оценивается деятельность президента Путина. Отдается должное и нашей культуре. Но как? Она традиционно увязывается с неким одним писателем под обобщенным именем "Толстоевский" (Толстой плюс Достоевский), а также с балетом Большого театра, про который говорят, однако, что он стал значительно хуже, чем раньше.

За последние 20 лет восприятие русского искусства и культуры за рубежом прошло через несколько периодов. С началом перестройки стало возможным заглянуть за "железный занавес". Однако при этом была видна только какая-то часть картины и никогда - целиком.

Когда же занавес окончательно рухнул, то обнажилась вся картина, и выяснилось, что все не совсем так, как нам казалось. А я помню Мюнхен 1987 года, фестиваль "Русские идут". Этот был беспрецедентный театральный фестиваль, продемонстрировавший огромный интерес к русским. В 1988-89 годах я снимал в Германии фильм о Петере Штайне. И так случилось, что утром, в день открытия границы между двумя немецкими государствами, мне понадобилось перейти из восточного сектора Берлина в западный. Тогда я не сразу понял, что происходит и почему не ставят в паспорте отметку о пересечении границы, даже упрашивал пограничников поставить штамп. Потом я вместе с немцами пил шампанское на Берлинской стене. Нам казалось, что вот она - бетховенская "Ода радости" - звучит во всем мире и - объединяйтесь миллионы! И это было уже счастьем.

Правда, потом возникло огромное количество проблем. Из России хлынули люди, многие остались в Германии. И интерес к русскому искусству во второй половине 90-х годов стал постепенно угасать. Некоторые даже посчитали, что почти все деятели культуры уехали из России, а кто остался - не представляют интереса. И сейчас мы должны заново рассказать о нашей стране, убедить наших партнеров, что это уже другая Россия, что Российская Федерация образца 2003 года - это не Советский Союз в новом "издании". Показать на конкретных примерах, что мы живем в новом государстве с новым социальным строем, с новыми психологическими установками, с новыми тенденциями развития, что Россия не катастрофична в том смысле, в каком ее представляет западное телевидение, что в ней происходят динамичные и сложные процессы, которые важны для Европы и всего мира.

Так что, начинающийся Год российской культуры в ФРГ может дать некое новое качество понимания, новые предпосылки для взаимного общения. И это в высшей степени важно. На это никаких денег не жалко! Ведь одна из причин того, почему нет серьезных инвестиций в экономику России, заключается в дефиците доверия. Бизнесмены не вкладывают деньги в другую страну, когда психологически ей не доверяют, даже если дружат руководители государств. Сегодня это одна из проблем, которую необходимо преодолеть, в чем, как мы надеемся, помогут российско-германские культурные встречи.

Диалог культур для того и проводится, чтобы постараться представить нашу страну в Германии, а Германию - в России более объемно и полно, дабы изменить те превратные представления, которые сегодня еще, к сожалению, бытуют. Не исключаю, что российский "культурный десант" в Германию может и не привести к кардинальному изменению образа России, но то, что он окажет позитивное воздействие, для меня очевидно. Поэтому мы и постараемся показать не только традиционно "конвертируемые" виды русского искусства, имеющие мировую репутацию, - оперу, балет, симфоническую музыку, но и совсем новые театральные постановки, авангардную музыку, произведения молодых композиторов, художников и писателей.

На церемонии открытия Года русской культуры 9 февраля выступит Санкт-Петербургский симфонический оркестр, которым будет дирижировать Михаил Плетнев. В рамках 53-го Берлинского кинофестиваля в молодежной программе "Форум" мы покажем дебютную картину кинокритика Михаила Брашинского "Гололед", состоится информационная демонстрация фильмов "Шик" Бахтиера Худойназарова, "Кавказская рулетка" Федора Попова, "С приветом, Лиля!" Ларисы Садиловой. Пройдёт ретроспектива лучших российских фильмов, которые принимали участие в различных фестивалях. Предполагается демонстрация российских художественных, документальных и анимационных лент в Котбусе, Лейпциге, Йене и других городах в течение всего нынешнего года.

А кульминацией, несомненно, станут крупнейшие историко-художественные выставки - "Москва - Берлин.1945 - 1999" в Берлине и "Берлин - Москва" - в Москве. На знаменитой Франкфуртской книжной ярмарке Россия будет участвовать в качестве специального гостя, что для нас в высшей степени важно. В ходе ярмарки мы организуем ряд фотовыставок, а также гала-концерты. Среди солистов и исполнителей - Анна Нетребко и Владимир Галузин из Мариинки, а из Большого - Надежда Грачева, Галина Степаненко, Николай Цискаридзе, ведущие музыканты-исполнители - Денис Мацуев, Вадим Руденко, Максим Федотов, а также живущий в Германии известный пианист Владимир Крайнев.

Предстоят также выступления Российского национального оркестра на "Жандарменмаркт" в Берлине. Немецкие зрители увидят спектакли труппы Мариинского театра, театра Олега Табакова и Театра на Таганке. На гастроли в Германию приедут фольклорные ансамбли из Новосибирска, Челябинска, Омска. Будет организована выставка, посвященная "социалистическому реализму", а также новейшему русскому авангарду.

Крупной акцией, считаю, станет также музыкальный фестиваль в Сааре, в котором примут участие несколько музыкальных коллективов - от Большого театра до Новосибирского симфонического оркестра под руководством Арнольда Каца. Мы подсчитали - потребуется четыре чартерных рейса для 600 музыкантов, певцов, балетных актеров, которые выступят с концертами в различных городах Германии.

В ноябре будут проведены специальные мероприятия, связанные с породненными городами. Уже сейчас ряд регионов РФ, в частности, Татарстан, высказывают готовность участвовать в российско-германских культурных встречах. Всего же в течение года пройдет более 250 культурных мероприятий.

Мы рассчитываем на то, что столь же широко в 2004 году в России будет представлена немецкая культура, что, конечно же, будет интересно и с творческой точки зрения и полезно для дальнейшего развития многогранных двусторонних связей.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала