Название экспозиции родилось из легенды об амазонках. Греческий историк Геродот, много писавший о греко-персидских войнах пятого века до нашей эры сообщил, что на территории Малой Азии обитали женщины-воины, которых называли амазонками. С этим позднее связали появление у некоторых народов Средней Азии и Казахстана женских ювелирных украшений, внешне напоминавших воинские доспехи.
И ювелирные изделия, и костюмы, представленные на выставке, собраны, главным образом, Государственным музеем декоративно-прикладного искусства народов СССР.
Согласно верованиям народов Средней Азии, украшениям приписывалась магическая сила, и их использовали в качестве оберегов. Все в ювелирном украшении - его форма, материал, орнамент было наделено мистическим смыслом.
Основным материалом ювелирных украшений было серебро. Туркмены верили, что серебро хранит чистоту, лишает яды силы, что звон серебра отгоняет злых духов. Те же верования были у казахов, которые, купая ребенка, бросали в воду серебряные монеты. Каждая женщина должна была носить на руке перстень, чтобы пища приготовленная ею, была чистой.
Устойчивые представления были и о магической силе камней: считалось, что бирюза укрепляет сердце, устраняет страх, дает победу над врагами. Сердолик приносит счастье и здоровье, предохраняет от опасности. Коралл сохраняет привязанность мужа.
Обильные украшения входили в состав свадебного убора: они покрывали голову женщины, обрамляли ее лицо, закрывали шею и грудь, магически "преграждая путь" болезням, неприятностям, злым силам. Костюм туркменской невесты мог весить до 16 килограмм.
Наряду с основной защитной функцией охранительные мотивы несли и функцию художественную, которая со временем в женских ювелирных изделиях стала преобладающей. Древние мастера считали: "пока на земле существует хотя бы одна женщина, дело ювелиров не умрет".