"С четырех лет я жил в большой семье деда, - писал Пырьев в своих воспоминаниях, - а с восьми уже помогал по хозяйству: гонял лошадей на водопой, пас телят и свиней, работал на сенокосе, жатвах и пахоте..." Потом были 2 года боев Первой мировой войны, награды, ранения, госпитали, революция 1917 года, гражданская война, служба в Красной армии. С таким жизненным багажом 21-летний юноша пришел в 1922 году в экспериментальный народный театр, которым руководил Сергей Эйзенштейн.
Пырьев и сам искал новые формы, руководя рабочими театральными студиями. Но, уйдя в кино, он волею судеб попал не к новаторам-формотворцам, а к созидателям фильмов для широкого зрителя. Не прошли бесследно и уроки авангардного театра Эйзенштейна, и театра другого выдающегося режиссера - Всеволода Мейерхольда.
В "сталинский период" советского кино Пырьев вошел с жанром лирической музыкальной комедии. Его фильмы воспевали труд, любовь, гражданский долг, дружбу народов. Они изображали жизнь не такой, какая она есть, а такой, какая она должна быть. Мюзиклы выполняли социальный заказ Сталина, сформулированный им в словах "жить стало лучше, жить стало веселей". Песни ко многим лентам Пырьева, например, "Трактористы", "Кубанские казаки", "Богатая невеста", - писали Хренников и Дунаевский. Их пела вся страна. И эти песни делали жизнь советских людей если не лучше, то, по крайней мере, веселей.
Пырьев нашел тип фильма и идеологически безупречный, и художественно оправданный - своего рода лубок, полный света и радости. Даже ленты о Второй мировой войне, хоть и более драматичные, столь же лиричны и оптимистичны. Так, в картине "В шесть часов вечера после войны" есть эпизод празднования победы с салютом на Красной Площади и всенародным ликованием. Через год после выхода фильма на экран это "пророчество" сбылось.
В середине 50-х годов, период оттепели и разоблачения культа личности Сталина, Пырьева стали обвинять в "лакировке действительности". В ответ он взялся за экранизации сочинений одного их самых сложных классиков - Достоевского. Результатом стали фильмы "Идиот", "Белые ночи" и "Братья Карамазовы". Работу не удалось довести до конца, однажды после очередных съемок Пырьев уснул и больше не проснулся. Медицинское освидетельствование установило неслыханное количество инфарктов, перенесенных им на ногах. Фильм "Братья Карамазовы" закончили Михаил Ульянов и Кирилл Лавров.
Таким многогранным, неоднозначным мастером вошел в историю отечественного кино Пырьев.