> Как представляется, в данном случае мы не можем сказать: Югославия умерла, да здравствует Сербия и Черногория. Да, в названии "почившей" Союзной Республики Югославия присутствовало слово "Югославия", однако фактически в том виде, как она сложилась в 1918 году, Югославия перестала существовать в 1991-м, когда из состава бывшей СФРЮ, вышли другие южные славяне - хорваты, словенцы, боснийцы, македонцы, и создали свои независимые государства.
Последние годы существования СРЮ стали временем не совместного, а параллельного существования Сербии и Черногории. С момента прихода к власти в Черногории президента Мило Джукановича в 1998 году он начал проводить курс на достижение независимости этой маленькой балканской республики, насчитывающей в настоящее время 650 тысяч жителей.
Но если в период правления Слободана Милошевича противостояние Джукановича с режимом в Белграде находило поддержку у западных стран, то ситуация значительно изменилась после октября 2000 года, когда к власти в Белграде пришли демократические силы. По инерции в Подгорице продолжали говорить о курсе на независимость, но Европейский Союз поддерживать идею нового передела на Балканах не стал.
Более того, можно считать, что СиЧ - государство, созданное под прямым влиянием Евросюза, который зачастую выступал более заинтересованным в этом лицом, чем сами Сербия и Черногория. Не случайно переговоры о выработке конституционной хартии - основного закона нового государства, по которому теперь предстоит жить республикам, длились без малого год. Одобренная накануне конституционная хартия и закон о ее реализации, по признанию обеих сторон, стали компромиссом, который полностью не устраивает никого - ни тех, кто выступает за сохранение совместного государства, ни тех, кто ратует за самостоятельность. Таким образом, если использовать спортивную терминологию, зафиксирована ничья.
Сербия и Черногория пошли пока не на углубление отношений, а на попытку создать не самую расхожую в настоящее время форму "сожительства" - конфедерацию. Республики сохранили за собой весьма значительные полномочия, а в совместное ведение передали лишь пять сфер: внешнюю политику, оборону, внешнеэкономические связи, экономическое взаимодействие между собой, а также защиту прав человека и национальных меньшинств.
Согласно тексту конституционной хартии, границы Сербии и Черногории сохраняются неизменными. Граждане республик-членов одновременно являются гражданами нового государства, жители каждой из республик имеют одинаковые права в другом субъекте, за исключением избирательного права.
Сербия и Черногория имеют единого президента, который одновременно возглавляет правительство, парламент, армию и суд. Но новое государство не будет иметь столицы, а лишь административный центр, который будет располагаться в Белграде, где разместится также парламент и Совет министров, а Суд будет находиться в Подгорице.
Что же дальше?
В хартии записано, что по истечении трех лет республики-члены имеют право выдвинуть инициативу по изменению государственного статуса, в частности, выхода из состава СиЧ, что может быть сделано путем проведения референдума. Это весьма важное положение, которое дает шанс обеим сторонам - сторонникам и противникам совместного государства.
Как представляется, обе стороны теперь начнут все заново. Для сторонников сохранения единого государства это последняя попытка проведением соответствующей политики укрепить свои позиции, найти экономические, политические, социальные доводы в пользу совместной жизни двух народов, различия между которыми с российских мерок просто ничтожны. Те же, кто стремится к самостоятельности, будут искать свои доводы, чтобы переломить существующий примерный баланс в соотношении сил в Черногории в свою пользу.
На попытку сторонам отведено три года.