В преддверии авиасалона в Нью-Дели 30-31 января прошла презентация российской авиатехники. Ее организатором выступили Российское авиационно-космическое агентство и внешнеэкономическое объединение "Авиаэкспорт" при содействии Министерства гражданской авиации России.
Советник генерального директора Авиационного военно-промышленного комплекса /АВПК/ "Сухой" Алексей Повещенко сообщил в беседе с корреспондентом РИА "Новости", что целью участия в выставке является представление продукции и услуг марки "Сухой", прежде всего военного назначения, а также направлений модернизации и послепродажного обслуживания в одном из наиболее приоритетных для АВПК регионов.
Повещенко отметил, что компания "Сухой" традиционно участвует в международных авиационных выставках в Бангалоре. В 2003 году экспозиция будет сформирована на основе тематических блоков, посвященных как непосредственно самолетам марки "Су", так и основным их функциональным элементам - авионике, двигательным установкам, авиационным средствам поражения, при этом основу составляют натурные образцы, макеты и модели.
Центром экспозиции станет авиационный тренажерный комплекс для подготовки пилотов Су-30МК, разработанный ОАО "ОКБ Сухого" совместно с ОАО "Корпорация "Аэрокосмическое оборудование". На экспозиции также будут представлены модели многоцелевого сверхманевренного истребителя Су-30, истребителя Су-27СК и экспериментального самолета с обратной стреловидностью крыла. Кроме того, будут демонстрироваться макеты двигателя с управляемым вектором тяги и двигателя для учебно-тренировочных самолетов.
Среди авиационных средств поражения будут представлены управляемые ракеты класса "воздух-воздух", "воздух-поверхность" и новая ракета с радиолокационной головкой самонаведения, используемая по принципу "пустил-забыл".
Помимо военной техники, в Индии будут демонстрироваться модели гражданской продукции, в частности, многофункциональный самолет Су-80 и легкий самолет-амфибия Бе-103.
С момента подписания в ноябре 1996 года контракта о поставках Су-30 в Индию российская авиакосмическая промышленность продемонстрировала свою зрелость и состоятельность как долгосрочный и стратегический партнер в рамках этого крупного контракта, отметил Повещенко. В июне 2002 года в соответствии с предусмотренными сроками началась поставка для индийских ВВС первой партии Су-30МК. Между тем, в России полным ходом идут испытания самолетов Су-30МК второй партии.
Данный проект уникален не только для России и Индии. Нигде в мире ВВС не получают серийные истребители, двигатели которых имеют управляемый вектор тяги. Наконец, впервые Россия поставляет на экспорт авиатехнику с бортовой авионикой, которая сделана в кооперации с индийскими, французскими и израильскими фирмами.
В рамках контракта ОКБ осуществляет обучение индийских летчиков и специалистов по обслуживанию авиатехники. Они прошли специальную подготовку в Военно-воздушной академии имени Жуковского. Все летчики индийской проектной группы, возглавляемой военно-воздушным атташе Индии в Москве, совершили полеты на Су-30МК. Группа специалистов и летчиков ОКБ Сухого направляется в Индию, где продолжит оказание технического содействия и обучение местных специалистов.
В 2002 году в Индию было поставлено 10 истребителей Су-30МК. Торжественная церемония ввода их в боевой состав ВВС Индии состоялась 27 сентября. В дальнейшем предполагается поставить в Индию еще две партии истребителей - 12 машин в 2003 году и 10 - в 2004 году.
Двустороннее сотрудничество в области самолетостроения получило дальнейшее развитие после подписания в декабре 2000 года контракта с Индией о продаже лицензии на производство самолета Су-30МК, двигателя с управляемым вектором тяги и бортового оборудования самолета.
Договор включает в себя передачу соответствующей технической документации. Лицензионное производство Су-30МК в Индии начнется с 2004 года. Всего будет построено 140 самолетов. Это самый крупный за всю историю российско-индийского сотрудничества контракт. Его сумма превышает 3 млрд долларов.
На первом этапе сборка самолетов будет вестись преимущественно из российских комплектующих. Поднять в воздух Су- 30МК, полностью изготовленный индийскими специалистами, планируется примерно в конце 2007 года.
В рамках общего генерального контракта предусмотрено заключение 6 контрактов на поставку средств технологического оснащения, комплектов для производства лицензионных изделий, направление российских специалистов для оказания технического содействия и консультаций, обучение в России индийских специалистов, реконструкцию предприятия заказчика под выпуск Су-30МК, а также адаптацию технологического процесса заказчика.
В настоящее время уже осуществлены работы по реконструкции индийского авиазавода, на котором будут выпускаться ежегодно по 10-15 Су-30МК. В 2002 году индийцам переданы первые две партии технической документации по самолету и лицензионным изделиям бортового оборудования и двигателя. Идет процесс согласования и подписания контрактов на поставку нестандартизированного технологического оборудования, оснастки и специального инструмента для производства самолетов.
В лицензионном производстве примут участие пять индийских предприятий. Сборка машин будет вестись в Насике, изготовление двигателей - в Кхарагпуре, электроники - в Хайдарабаде, авионики - в Корве, топливного, механического и приборного оборудования - в Лакнау.
Алексей Повещенко подчеркнул, что в России придают большое значение реализации проекта по лицензионному выпуску на предприятиях корпорации "Хиндустан аэронотикс" /ХАЛ/ многофункциональных истребителей Су-30МК. С позиций технологии, отметил он, проект Су-30МК не имеет аналогов в истории оборонного сотрудничества России и Индии. В результате его выполнения происходит сближение технологической базы индийской и российской авиационной промышленности, начиная от конструкторских школ и заканчивая производственными технологиями.
В реализации этого проекта задействовано более 600 субподрядчиков с российской стороны и практически все ресурсы корпорации ХАЛ с индийской стороны, что позволяет называть данный проект суперпроектом.
Получив положительный опыт при выпуске Су-30МК, участвующие в проекте российские и индийские предприятия и организации смогут использовать его в любом другом совместном проекте, в том числе, возможно, и по созданию нового самолета, отметил Повещенко. Решение этой задачи требует привлечения огромных финансовых и технологических ресурсов. Именно такая перспективная программа, подчеркнул он, отвечает интересам стратегического партнерства России и Индии.