Документ был принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 26 июня 2002 года, одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года, подписан президентом РФ Владимиром Путиным 24 июля 2002 года, опубликован 27 июля 2002 года, вступает в силу через шесть месяцев после официального опубликования.
Настоящий закон был разработан на основе проекта, представленного в Государственную Думу правительством РФ 19 марта 2002 года /на тот момент в Госдуме уже находились шесть подготовленных депутатами альтернативных проектов закона/.
Закон выступает в качестве регулирующего механизма при решении вопросов, связанных с продажей земель сельскохозяйственного назначения, их передачей в частную собственность и арендой. Действие закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из сельхозземель гражданам для индивидуального жилищного и гаражного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества. Действие закона также не распространяется на земельные участки, занятые зданиями и иными сооружениями.
Участниками отношений, регулируемых законом, являются физические и юридические лица, Российская Федерация и ее субъекты, а также муниципальные образования. Согласно закону, запрещается продажа земель сельскохозяйственного назначения иностранным физическим и юридическим лицам, лицам без гражданства и тем предприятиям, доля иностранного капитала в которых превышает 50 проц. Перечисленным категориям субъектов рынка законом разрешается лишь аренда сельхозземель на срок до 49 лет.
Регулирование оборота сельхозземель в регионах передается по закону в ведение местных органов власти. Последним, в частности, отдается прерогатива установления количества земли в собственности одного лица.
Согласно закону, частная собственность на сельхозземли должна составлять не менее 10 проц площади сельхозугодий в границах одного административного района.
Кроме того, закон обязывает собственников, пользователей и арендаторов земельных участков использовать последние в соответствии с целевым назначением данной категории земель. В случае ненадлежащего использования участка, а также экологически негативного на него воздействия, закон предусматривает его принудительное изъятие у собственника.
Настоящий документ, наряду с другими законодательными актами, призван сыграть значительную роль в урегулировании земельных отношений в Российской Федерации.
/По материалам Редакции справочно-информационного обеспечения РИА "Новости", 27 января/.