13 декабря прошлого года на заседании Совета глав государств и правительств стран Европейского Союза /ЕС/ было принято решение о приеме в ЕС 10 новых членов - Венгрии, Кипра, Латвии, Литвы, Мальты, Польши, Словакии, Словении, Чехии и Эстонии и подготовке к вступлению Болгарии и Румынии, Турции. Таким образом, уже в мае 2004 года число членов ЕС может увеличиться с 15 до 25, а в дальнейшем - до 28.
В проекте заявления говорится, что Госдума считает расширение ЕС "важным этапом европейской интеграции". В то же время депутаты Госдумы считают, что "расширение ЕС не должно затрагивать традиционные, важные для России отношения с государствами Центральной и Восточной Европы и государствами Прибалтики".
"Тем не менее, их предстоящее вступление в Евросоюз сопровождается введением визовых барьеров для граждан РФ, что может неблагоприятно сказаться на свободном общении и гуманитарном обмене в Европе. Интересам всех государств Европейского континента отвечал бы переход в будущем к безвизовому режиму взаимных поездок граждан, как это предлагает президент Российской Федерации Владимир Путин", - подчеркивается в проекте документа.
"Серьезную озабоченность" вызывает у депутатов Государственной Думы "и положение полутора миллионов русскоязычных жителей государств Прибалтики, из которых 520 тыс в Латвии и 170 тыс в Эстонии до сих пор не имеют гражданства". "Соответствующие критические оценки этому факту даны большинством международных организаций, в том числе Советом Европы и ОБСЕ, осуществляющими мониторинг соблюдения прав человека в этих прибалтийских государствах. Приглашая в свои ряды Латвию и Эстонию, Европейский Союз берет на себя серьезную моральную и политическую ответственность за складывающуюся гуманитарную ситуацию", - говорится в проекте заявления.
Депутаты Госдумы "с удовлетворением отмечают, что принятое в ноябре 2002 года на саммите Россия - ЕС в Брюсселе компромиссное решение позволило сохранить упрощенный режим поездок граждан РФ в Калининградскую область транзитом через Литву. Однако, этим проблема жизнеобеспечения Калининградской области в связи с расширением ЕС не ограничивается. На очереди решение вопросов транзита грузов, энергоснабжения, динамичного социально-экономического развития области. Продолжение диалога по Калининграду должно соответствовать духу и букве достигнутых на высшем уровне договоренностей и преследовать цель превращения этого уникального субъекта РФ в образцовый регион широкомасштабного сотрудничества между Россией и ЕС в ХХ1 веке".
В проекте документа подчеркивается, что ЕС является одним из главных партнеров России на переговорах о ее вступлении во Всемирную торговую организацию /ВТО/. На долю ЕС сейчас приходится 45 проц объема российской внешней торговли, а после расширения Евросоюза этот показатель может возрасти до 50 проц. Россия является основным поставщиков энергоносителей на европейский рынок, фактически обеспечивая энергетическую безопасность стран ЕС.
Предстоящее расширение ЕС, говорится в проекте заявления, "может открыть дополнительные возможности для совершенствования взаимодействия между Россией и ЕС. Формирование единого экономического "пространства двадцати пяти", включая использование единой европейской валюты, объективно должно облегчить деятельность российских экономических операторов на функционирующих на основе единых правовых норм и стандартов рынках стран-членов ЕС".
Однако, отмечается в проекте документа, "уже сегодня становится очевидным, что расширение ЕС может иметь негативные последствия для экономики нашей страны и стать причиной возникновения новых проблем в процессе формирования общего европейского экономического пространства. Применение таможенного тарифа ЕС в новых государствах-членах ЕС приведет к увеличению пошлин на некоторые значимые для российского экспорта товары. Со вступлением этих государств в ЕС на них распространится весь комплекс мер защиты внутреннего рынка Евросоюза от конкурентоспособных российских товаров".
Депутаты Госдумы полагают, говорится в проекте заявления, что расширение ЕС и решение связанных с этим новых задач "требуют и новых подходов Российской Федерации к практическому сотрудничеству с Евросоюзом. Необходимо более тесная и эффективная координация усилий всех органов государственной власти России, участвующих в выработке и реализации стратегии и тактики отношений РФ и ЕС".
Госдума считает, что "настало время дополнить диалог между Россией и ЕС переговорами с участием вступающих в Евросоюз государств в целях подготовки совместного документа, в котором были бы предусмотрены меры по нейтрализации негативных последствий расширения ЕС для России, по обеспечению присоединения вступающих в Евросоюз государств к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве Россия-ЕС".
Государственная Дума призывает Европейский парламент "поддержать эту инициативу и тем самым содействовать укреплению взаимопонимания и доверия между Россией и Европейским Союзом, строительству Европы, свободной от новых разделительных линий и искусственных барьеров.