> Здесь состоится и награждение лауреатов конкурса - третьего в постсоветской истории Москвы, рассказали РИА "Новости" в МДФ. Будут вручены три специальные премии от правительства Москвы. Специальные призы присуждают авторам лучших снимков столицы МДФ, Институт социального развития /Люксембург/ и ряд компаний. В завершение будут подведены итоги конкурса зрительских симпатий.
Соревнование фотографов велось по 3-м номинациям: "Архитектура", "События и повседневная жизнь", "Лица". С каждым годом растет число представляемых на конкурс работ: их поступило около 4 тыс, тогда как в 2000 году на суд жюри было предложено всего 800 снимков.
На рассмотрение принимались только фоторепортажи 2002 года: стремясь воссоздать традицию фотолетописи жизни Москвы, прерванную в сталинские годы, инициаторы сочли необходимым "остановить мгновение". По словам директора МДФ Ольги Свибловой, это отвечает мощным темпам, с какими "в новом тысячелетии меняются жизнь и облик России и, прежде всего, ее столицы".
Кстати, фиксировать перемены в жизни города принято практически во многих столицах - Риме, Берлине, Нью-Йорке и других.
Конкурс под патронажем мэра Москвы Юрия Лужкова задуман с целью "сохранять современную историю Отечества, поддерживать молодых фотографов, развивать российское фотоискусство", пояснила Свиблова в интервью РИА "Новости". Год от года шире тематика и художественный диапазон работ конкурсантов, равно как круг имен. Это и мэтры российской фотографии - Александр Абаза, Георгий Колосов, Николай Рахманов, Игорь Мухин, и молодые авторы: обладатель Гран-при "Серебряной камеры-2001" Владимир Мишуков, а также Сергей Пушкин, Константин Смилга и другие.
Фотофиксация собственной истории началась в стране с конца ХIХ века. Как и во всем мире, еще в досоветской России существовали национальные фотоконкурсы, но позже "фотография исчезла с авансцены художественной жизни, прервалась и традиция присуждения фотографических премий", заметила Свиблова. В пореволюционные годы фотографы с энтузиазмом запечатлевали исторические перемены - даже когда под давлением тоталитаризма жизнь страны не удавалось отражать объективно, много важного сохранялось на пленке.
Неуклонно возрастала "идейная составляющая" этой работы: в 1930-е все активнее велись фотосъемки новой советской реальности по заказу власти. Ярким примером пропаганды служит легендарное издание "СССР на стройке".
Однако после Великой Отечественной войны в "фотолетописи" возникало все больше лакун. Сегодня "идет возврат к старым добрым традициям", отметила Свиблова.