Подобная выставка одной картины - необычный шаг со стороны Третьяковки, отметила в интервью РИА "Новости" пресс-секретарь ГТГ Елена Зайцева. И дело не в том, что холсты не привыкли путешествовать в одиночку. Напротив, признанные шедевры нередко привозят "поштучно" из одного знаменитого музея в другой, чаще всего зарубежный. Новизна нынешней выставки в том и состоит, что ГТГ впервые предоставила рядовую картину из своей коллекции для показа в скромном провинциальном музее.
Более распространена практика, когда в дальний путь посылают холсты знаменитые, а за их экспонирование музей получает солидную плату. В данном случае, по словам Зайцевой, речь идет скорее о просветительской гуманитарной акции, которая обещает стать событием для тихого маленького города, расположенного совсем не близко к столице.
Приезд картины, купленной еще самим Павлом Третьяковым, в Егорьевске станет настоящим праздником, полагают в ГТГ. В честь "дорогой гостьи" к вернисажу приурочили концерт народной песни "Глас ангельский России", где выступит молодой баритон Валерий Плаксин.
Полотно Седова создано в период увлечения русских художников второй половины 19 века отечественной историей допетровских времен. Картина весьма показательна для течения академизма, к которому принадлежал ее автор: использован интригующий сюжет, относящийся к традиционному ритуалу выбора царской невесты.
К этому сюжету обращался и более известный мастер - Константин Маковский, в красочных композициях эффектно воплощавший обрядовые сцены 16-17 столетий.
"Древняя Русь с ее обрядами, своеобразным бытом бояр и князей, церковными распрями, традиционным укладом крестьянской жизни, красочными свадьбами привлекала внимание академических живописцев, - отмечает крупнейший исследователь русского искусства, лауреат Госпремии и Президентской премии РФ, действительный член РАН Дмитрий Сарабьянов. - Само перечисление явлений, оказавшихся в центре их внимания, свидетельствует о желании художников выбрать сюжеты эффектные, красочные, развлекательные".
Исторические картины Седова носили "театральный" характер: он любил обыгрывать сцены интимной жизни знаменитых персонажей истории, порой словно подглядывая в щелку. Пример тому - более ранний его холст "Царь Иван Грозный любуется на спящую Василису Мелентьеву" /1875/. "Незаконное тайное присутствие" художника в подобной ситуации часто допускалось в живописи салонного академизма, подчеркнул ученый.