В конце декабря прошлого года Госдума РФ приняла в третьем чтении пакет из четырех законопроектов, обеспечивающих юридическую базу структурной реформы железнодорожного транспорта. Три из четырех законопроектов /"Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", "О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "О естественных монополиях"/ были приняты Советом Федерации и подписаны президентом России. Отклоненный сенаторами законопроект "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" отправлен на доработку в согласительную комиссию.
Как сообщили в МПС, в соответствии с планом первоочередных мероприятий по реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте на 2001-2002 годы, проведена инвентаризация имущества железнодорожного транспорта по состоянию на 31 декабря 2001 года. Регистрацию имущества предприятий, подведомственных МПС России, предусматривается провести в 2003 году.
В полном объеме проведена реструктуризация кредиторской задолженности перед бюджетами всех уровней и своевременно осуществляется ее погашение.
В рамках задач первого этапа структурной реформы разработана Отраслевая целевая программа содействия занятости высвобождаемых работников железнодорожного транспорта и продолжается выведение объектов социальной сферы.
Для обеспечения функционирования на сети железных дорог независимых перевозчиков МПС России совместно с МАП России, Минэкономразвития РФ, представителями компаний-операторов и общественных организаций подготовило проект правил равноправного доступа к инфраструктуре железнодорожного транспорта.
В секторе грузовых перевозок продолжается совершенствование условий для организации частных компаний-операторов, владеющих собственным подвижным составом. В настоящее время 74 компании-оператора осуществляют около 10 проц перевозок всех грузов.
Перечень организаций железнодорожного транспорта, имущество которых вносится в уставный капитал ОАО "РЖД", состоит из более чем 1 тыс юридических лиц. Это - железные дороги, предприятия отраслевой промышленности, научного обеспечения, необходимые учреждения социальной сферы.