По его словам, новый кодекс "стал серьезным препятствием на пути выполнения задач по обеспечению конституционных прав граждан".
Мозяков отметил, что после ввода в действие в июле 2002 года нового УПК, в том числе судебной санкции на арест, значительно возросла нагрузка на правоохранительные и судебные органы. В то же время, по его словам, законодатель не предусмотрел меры финансирования новых норм.
Мозяков сообщил, что в ряде регионов не во всех судах организовано дежурство судей в выходные и праздничные дни. К тому же следователи и дознаватели не всегда успевают в установленные новым законом сроки предоставить в суд необходимые для ареста документы. По данным СК МВД, число арестованных лиц сократилось за полгода в три раза. Подозреваемые уходят от ареста и от следствия, а вся тяжесть по расследованию преступлений ложится на правоохранительные органы, подчеркнул Мозяков.
В свою очередь, председатель ВС РФ Вячеслав Лебедев заявил журналистам, что, по его данным, во всех российских судах установлено дежурство судей по рассмотрению вопросов об аресте подозреваемых. По словам Лебедева, "серьезных сбоев в выполнении судами этой компетенции нет".
Лебедев положительно оценивает новый УПК. По его мнению, он содержит "новую концепцию расследования дел и рассмотрения их в суде". Этот кодекс, считает Лебедев, устраняет существовавший ранее обвинительный уклон в уголовном судопроизводстве. Теперь судья не имеет права восполнять пробелы, допущенные органами следствия. Повысились и требования к доказательствам и к их допустимости. Если доказательства по делу получены не правовым путем, они не могут быть использованы судом, подчеркнул Лебедев.