Петр Лукич Проскурин родился в 1928 году в поселке Косицы Брянской области. В 14 лет начал писать стихи. Проскурин говорил, что "причиной была война". Он пережил фашистскую оккупацию, трудился в колхозе, служил в армии на Дальнем Востоке. После окончания службы работал там лесорубом, шофером, сплавщиком.
Проскурин отсылал стихи в газеты, начиная с районных и кончая "Правдой", но тщетно: рукописи возвращали. Его "литературные крестины" состоялись в Хабаровске. Журналист "Литературной газеты" Александр Грачев вспоминал, что однажды в редакции появился лесоруб с Камчатки в куртке и бахилах, принес целый мешок рукописей и высыпал на стол. Первая книга Проскурина "Таежная песня" вышла в Хабаровске в 1953 году. В начале 60-х его приняли на Высшие литературные курсы в Москве. В 1960 году выходит его роман "Глубокие раны", в 1962 - "Корни обнажаются в бурю", а в 1964 - "Горькие травы". Проскурин пишет о работниках села и сравнивает их с обкомовцами, которые живут "над народом" и "вне народа". Потом последовали романы "Исход" /1966/, "Камень сердолик" /1968/, "Полдень"/1972/, в которых автор стремился пробудить общественное мнение, растревожить людскую совесть.
"Полдень" стал для писателя определенным творческим итогом и началом нового этапа. Он начинает работу над трилогией, в которую вошли романы "Судьба" /1972/, "Имя твое" /1977/ и "Отречение" /1987/, повествующая о судьбе Захара Дерюгина.
По мнению критиков, произведения Проскурина неравноценны. Наряду с глубинными характерами встречаются образы "проходные", рядом со страницами-откровениями - страницы-скорописи. Но, складываясь в единое эпическое полотно, они отражают "судьбу человеческую", "судьбу народную" - судьбу России.
Произведения, написанные Проскуриным в последние годы жизни /"Число зверя", "Седьмая стража"/ носят социально-обличительный характер. "В своих сочинениях, - говорил он, - я пытался понять, что есть русский человек, в чем прелесть и величие его духа. Квинтэссенцию своих выводов о судьбах моего народа я пытался представить в романе "Число зверя", где реальные исторические лица /Ленин, Ельцин, Горбачев и другие/, реальная власть представлены как материал познания".
"Я попытался понять, почему к концу века народ так выбился из сил, так изнемог, что продал свою культуру и государство", - писал Проскурин на закате жизни.
Умер писатель в октябре 2001 года.