Судьбы клоунов всегда необычны и прихотливы. Тут много зависит от игры случая, который почему-то именно к клоуну относится как к мячику или воздушному шарику. Еще один пинок, еще один укол - и удача съежилась как лопнувший шар.
Вячеслав Полунин родился в 1950 году в деревушке Новосиль Орловской области, и его странствия по земному шару начались на уроках географии. Первой мечтой стал любимый город учительницы - Ленинград, куда он в итоге приехал учиться в институте "на инженера". А второй мечтой стал Чарли Чаплин, которого он, уже студентом, увидел однажды в кино, в фильме "Малыш". Бац! Судьба посылает мяч в собственные ворота: Полунин бросает институт и уходит вслед за Чаплином в клоуны.
Первое время Слава учится пантомиме самостоятельно, но затем понимает, что клоуну лучше учиться в хорошей компании, и открывает при ДК имени Ленсовета крохотную студию пантомимы, которая, спустя годы, превратится в настоящий театр под названием "Клоун-мим: театр Лицедеи".
На поиски своей клоунской маски ушло больше десяти лет. Слава менял парики, носы, примерял разные костюмчики, пока, наконец, из этой пестрой кучи желаний не вышел на сцену Асисяй, грустный человечек в желтом комбинезоне и в красных махровых шлепанцах, что вечно спадают с ног.
Печальная тайна этого образа в том, что перед нами человек в мешке, жертва массовика-затейника, который устроил банальный бег в мешках, дал старт игрушечным пистолетом, да и забыл про забег. А несчастный все бежит и бежит на потеху зрителям в бесконечную даль. Он уже выбился из сил, взмок, изнемог, но некому крикнуть "стоп".
Вот образ людской юдоли.
Знаменитым Славу сделал номер с красным надувным телефоном, с помощью которого Полунин продемонстрировал особый "асисяйский язык", язык нежной брани и обидчивой любви человека в мешке к невидимке на другом конце провода. Скорее всего, он так разговаривает сам с собой.
К этой поре проявился еще один дар Полунина, талант организатора и театрального философа. Он создает преуспевающий театр ярких индивидов, где каждый клоун - Роберт Городецкий, Леня Лейкин, Аня Орлова и другие - сами по себе уже звезды первой величины. Этот театр дурачества Полунин разворачивает в пространстве Ленинграда, где превращает банальность городской улицы в гомерический хохот клоунских парадов или испуг клоунадных пожаров, заливает пеной огнетушителей дворцы, превращает в шутов и участников веселого шоу зрителей и даже милиционеров.
Полунин последовательно развивает концепцию уличного театра, где главное событие - твоя свобода, прохожий.
"Я мечтаю, - говорит он, - чтобы театр стал естественной ежедневной жизнью каждого человека".
Эта установка на театрализацию жизни оказалась самой удачной из череды всех его бесконечных проектов. И надо же! Время неожиданно впервые перестало играть с клоуном в злые шутки, а, облачившись в одежды перестройки, надуло попутным ветром бумажный корабль тотального шутовства. В эпоху Горбачева даже политика стала клоунадой. Это было на руку Полунину.
Клоунский театр постепенно развернулся в беспрецедентное театральное шутовское шествие по Европе: 1987 - Первый фестиваль уличных театров "Лицедей-Лицедей", 1988 - Конгресс Дураков, 1989 - эпохальный "Караван мира", который впервые собрал в Москву целую армию шутников, дураков и массовиков-затейников во главе с легендарным королем клоунов Джанго Эдвардсом, который расколошматил нашу советскую скованность, как огромное страусиное яйцо, пинками клоунских башмаков.
Из Москвы караван мира на колесах покатился в Европу, прорывая государственные границы: через три месяца после атаки клоунов рухнула берлинская стена.
После взлета наступила неожиданная усталость.
"Клоун мим театр Лицедеи" постепенно распался вдоль трещин своекорыстных интересов - клоуны разбрелись по миру зарабатывать деньги и славу. Мечта Полунина создать деревню клоунов где-нибудь под Парижем и жить, веселясь, так и осталась мечтой. Асисяй помрачнел.
К тому времени Полунин перебрался в Лондон, где приобрел собственный дом и где получил от королевы титул "Почетного лондонца". Там же, 10 лет назад, началось мировое турне Полунина с последним спектаклем из "сновидений" клоуна - "Шоу снов".
Этот мрачный меланхоличный спектакль одиночества и горькой зрелости выглядит, как сверкающая белоснежная сказка про счастье быть дураком и ничего не понимать. Меланхолия грез об одиночестве среди хохота. Печальная исповедь клоуна, принужденного славой собирать смех словно милостыню.
Полунину удалось создать спектакль мирового уровня, взлететь маскарадной шутихой на звездное небо к луне Чарли Чаплина и месяцу Марселя Марсо. Список его наград не может не ошеломлять: от Премии Тайм Аут /Лондон, 1994/ до Лучшего шоу года /Монреаль, 1999 и Сидней, 2000/ - до звания Народного артиста России в 2001 году.
Кульминацией его концепции "театрализовать бытие" стала программа уличных театров в рамках третьей Театральной Олимпиады в Москве. Летом 2001 года в столицу съехались десятки уличных театров со всего мира, среди них итальянская "Студия Фести" - кавалькада огромных шаров на Манежной площади и "полеты ангелов" над толпой, французский театр "Транс Экспресс" с барабанщиками на тросах, подвешенными над крышей Большого театра. Или легендарный нидерландский театр "Дог трупп", который выходил с киноэкрана на арену маленького цирка разбитого у гостиницы "Метрополь".
А вершиной праздника стали выступления пяти королей мировой клоунады: итальянца Лео Басси, чеха Болислава Поливки, короля королей Джанго Эдвардса, французской группы "Де Шампа" и самого Вячеслава Полунина.
К этому времени Полунин стал все чаще оглядываться на Россию, на Москву: клоун перешагнул пятидесятилетие и подумывает причалить к московским берегам на корабле клоунады. Это не метафора, а самый настоящий теплоход, который встанет однажды у одной из столичных набережных и станет заманивать нас фейерверком на ежедневное вечернее представление смеха сквозь слезы. Есть такая идея.
Корабль, видимо, будет стоять, но клоун в желтом мешке будет по-прежнему бежать, и бежать без оглядки к финишной ленточке, пока судьба - массовик-затейник - не крикнет в рупор заветное "Стоп!".