Согласованное предложение Парижа и Берлина заключается в том, чтобы во главе Европейского совета, состоящего из глав государств и правительств 15 стран ЕС, а в будущем - 25 стран, стоял председатель, избираемый квалифицированным большинством членов Совета на период в 5 лет или 2,5 года с возможностью переизбрания на второй срок. По мнению авторов предложения, речь идет об обеспечении таким образом стабильности и преемственности в условиях "расширенной Европы". Председатель будет полностью занят своими функциями, обеспечивая выполнения задач, которыми при нынешнем порядке занимаются государства, председательствующие в Евросоюзе по очереди по 6 месяцев.
Лондон и Мадрид позитивно встретили это предложение Франции и Германии. Бельгия, как и ряд других малых стран ЕС, отнеслась к нему с настороженностью, боясь, что таким образом власть крупных государств ЕС усилится по отношению к исполнительному органу Евросоюза - Европейской комиссии, что нарушит нынешний уровень равноправия членов Союза.
Эта позиция официально подчеркнута в бельгийском коммюнике от 16 января.
В нем говорится, что бельгийская сторона поддерживает высказанные Францией и Германией требования большей прозрачности, законности и эффективности работы европейских институтов и констатирует, что многое во франко-германском предложении совпадает с пожеланиями Бельгии и других стран Бенилюкса. В частности, это - предлагаемое усиление демократической легитимности Европейской комиссии, связанное с ее избранием Европейским парламентом и подотчетностью Европарламенту и Совету ЕС. Бельгия приветствует и другие идеи, содержащиеся в предложениях Парижа и Берлина.
Вместе с тем, признавая стратегическую роль Европейского совета, бельгийская сторона высказывает опасение, что "создание постоянного поста председателя Совета может существенным образом изменить равновесие между европейскими институтами и повредить той движущей роли, которую Европейская комиссия играет в европейском строительстве".