Как сообщили РИА "Новости" в пресс-службе ПСС, в основном проект этого документа уже подготовлен. Депутатам предстоит откорректировать его с учетом возможных предложений и замечаний.
Возглавляют комиссию спикер ГосДумы РФ, председатель ПСС Геннадий Селезнев и председатель Палаты представителей Национального собрания Белоруссии, 1-й заместитель председателя ПСС Владимир Попов.
Выступая накануне на открытии 22-й сессии ПCC, Геннадий Селезнев отметил, что в 2002 году "не без участия Парламентского Собрания было принято решение о повышении статуса рабочей группы по подготовке проекта Конституционного Акта и усилению ее состава".
Конституционный Акт - документ высшей юридической силы. Он должен стать промежуточным документом между Договором и Конституцией Союзного государства.
В основу проекта Конституционного Акта положен документ, подготовленный Парламентским Собранием, комитетом ГосДумы по делам СНГ и связям с соотечественниками, членами совместной рабочей группы и Экспертно-аналитического совета.
В проекте закреплена та степень объединения двух государств, которая соответствует концепции и содержанию Договора о создании Союзного государства. Определены содержание и характер взаимоотношений Союзного государства, с одной стороны, и его субъектов, то есть Белоруссии и России, с другой стороны.
Установлены рамки этих взаимоотношений, предметы исключительного ведения Союзного государства и предметы совместного ведения Союзного государства и государств-участников.
Определен такой порядок формирования органов Союзного государства, который обеспечивает соблюдение прав каждой стороны.
В проекте Конституционного Акта регулируется взаимодействие государственных органов Союзного государства и субъектов этого государства, гарантируется равноправие, сохранение суверенитета и полнота государственной власти вне пределов добровольно переданных Союзному государству полномочий.
В то же время проект закрепляет суверенитет Союзного государства, его государственные институты. Ряд положений Договора о Создании Союзного государства, имеющих принципиальный характер, введены в соответствующие главы проекта.
Это, прежде всего, глава 3 "Предметы ведения Союзного государства", глава 4 "Государственные органы Союзного государства" и глава 5 "Акты Союзного государства". В проект включены только такие правовые нормы, которые не допускают ущемления прав субъектов Союзного государства.
Законодательно обеспечивается равное участие сторон в деятельности Высшего государственного Совета, палат Парламента, Совета Министров, Суда и Счетной палаты Союзного государства.
При разработке проекта его создатели пытались избежать положений, выходящих за рамки Конституции Белоруссии и России.
В то же время остается необходимость внесения изменений и дополнений в национальные конституции, а это может быть осуществлено только после одобрения Конституционного акта на референдумах.
Так, возможны изменения и дополнения в статьи 1,7,84, 106 и 116, в главу 4 Конституции Республики Беларусь и в статьи 76,78,80,84 и 113, в главу 7 Конституции Российской Федерации. Эти поправки затронут компетенцию органов государственной власти субъектов Союзного государства, правовые системы Белоруссии и Россиии и ряд других конституционных положений.
В подготовленном проекте раскрыто само понятие "Союзное государство", дана его характеристика.
Новой, по сравнению с Договором о создании Союзного государства, является глава о правах и свободах человека и гражданина. В проекте закреплен приоритет Конституционного Акта не только по отношению к другим нормативным правовым актам Союзного государства, но и к конституциям субъектов Союзного государства.