Рейтинг@Mail.ru
Интервью официального представителя МИД РФ Александра Яковенко РИА "Новости" о приграничном сотрудничестве и роли субъектов Федерации в международных связях России - РИА Новости, 05.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Интервью официального представителя МИД РФ Александра Яковенко РИА "Новости" о приграничном сотрудничестве и роли субъектов Федерации в международных связях России

Читать ria.ru в
Дзен
Вопрос: Какую роль играет приграничное сотрудничество в российской внешней политике? Ответ: Межрегиональное и приграничное сотрудничество субъектов Российской Федерации с зарубежными государствами в последние годы получает все большее развитие. Можно сказать, что оно наполняет реальным содержанием заключенные Россией международные договоры и способствует дальнейшей интеграции нашей страны в систему мирового хозяйства. Динамичное расширение в последние годы партнерских связей на межрегиональном уровне, участниками которого являются 83 из 89 субъектов Российской Федерации, становится все более весомым фактором, важным и перспективным компонентом межгосударственных отношений России. В целях ускорения социально-экономического развития приграничных регионов, укрепления их связей с административно-территориальными образованиями соседних стран в 2000 году создана Межведомственная комиссия по развитию приграничного сотрудничества Российской Федерации. Вопрос: Какова законодательная база для...

МОСКВА, 13 января. /Корр. РИА "Новости"/.

Какую роль играет приграничное сотрудничество в российской внешней политике?

- Межрегиональное и приграничное сотрудничество субъектов Российской Федерации с зарубежными государствами в последние годы получает все большее развитие. Можно сказать, что оно наполняет реальным содержанием заключенные Россией международные договоры и способствует дальнейшей интеграции нашей страны в систему мирового хозяйства. Динамичное расширение в последние годы партнерских связей на межрегиональном уровне, участниками которого являются 83 из 89 субъектов Российской Федерации, становится все более весомым фактором, важным и перспективным компонентом межгосударственных отношений России.

В целях ускорения социально-экономического развития приграничных регионов, укрепления их связей с административно-территориальными образованиями соседних стран в 2000 году создана Межведомственная комиссия по развитию приграничного сотрудничества Российской Федерации.

Какова законодательная база для приграничных связей России?

- Вышеупомянутая Межведомственная комиссия приступила к работе над проектом Федерального закона "О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации". Такой закон призван заложить правовую основу в данной сфере международного межрегионального взаимодействия.

Важную роль в деле правового регулирования приграничных связей играет подготовленная при участии Министерства "Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации" (утверждена Правительством Российской Федерации в феврале 2001 г.). Данный документ определяет цели, принципы и приоритеты в деятельности органов власти различных уровней по развитию приграничного сотрудничества, а также основные задачи, связанные с реализацией государственной политики на этом направлении.

С учетом предложений МИД России на рассмотрение правительства Российской Федерации представлен "План мероприятий по развитию приграничного сотрудничества Российской Федерации на ближайшую перспективу". Большой работы потребует реализация программы межрегионального и приграничного взаимодействия стран СНГ, которая предполагает принятие соответствующей концепции и модельного закона о межрегиональном и приграничном сотрудничестве.

По нашему мнению, уже пришло время для осуществления давней идеи о создании Ассоциации регионов стран СНГ, которая могла бы стать хорошим деловым партнером Ассоциации европейских регионов. Создавая в тесной кооперации с нашими европейскими партнерами сеть взаимодействия "еврорегионов", регионов России и регионов СНГ мы могли бы расширить "границы сотрудничества" Европейского союза на всю территорию Содружества.

Как известно, такие региональные организации, как Совет Европы (СЕ), накопили ценный опыт в деле развития пограничных связей. Использует ли Россия этот опыт?

- МИД России совместно с представителями регионов страны поддерживает постоянные интенсивные контакты с Советом Европы по вопросам приграничного сотрудничества, участвует в выработке общеевропейских документов, способствующих развитию приграничных связей на континенте. Ратификация Российской Федерацией в июле 2002 г. "Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей" существенно расширила нормативно-правовую базу развития международных связей субъектов Федерации.

МИД России совместно с СЕ провел международные конференции и семинары в Астрахани, Выборге, Калининграде, Пскове, Сочи, Светлогорске, Костомукше, на которых обсуждались вопросы российской и европейской практики приграничных связей. При содействии СЕ были осуществлены поездки представителей субъектов Федерации в Германию, Австрию, Испанию, Бельгию, Францию с целью ознакомления с реальными механизмами межрегионального и приграничного взаимодействия.

Есть ли успехи в развитии сотрудничества на уровне еврорегионов?

- МИД России стремится к более активному подключению региональных и местных властей к процессам еврорегионального строительства. Для России проблематика приграничных сообществ является относительно новой. В то же время в Европейском союзе такие сообщества считаются наиболее продвинутой формой приграничного сотрудничества.

В настоящее время на территории Европы действует 75 еврорегионов, из них в Центральной и Восточной Европе - 35. По существу на принципах еврорегионов функционирует Совет руководителей приграничных областей Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины, наметивший конкретные проекты сотрудничества. В этой связи важно отметить, что в марте 2001 г. была принята специальная Программа межрегионального и приграничного сотрудничества Российской Федерации и Украины на 2001-2007 годы.

В настоящее время завершается подготовка к созданию нового еврорегиона "Днепр" с участием Брянской, Гомельской и Черниговской областей. Еврорегионы развивают свою деятельность в области экономики и занятости населения, транспорта и связи, культуры и образования, здравоохранения и социального обеспечения, инфраструктуры и защиты окружающей среды. Участники еврорегиона взаимодействуют в деле обустройства территории и границ, предупреждения и ликвидации последствий природных и техногенных катастроф, в решении проблем миграции.

От европейского региона - к Центральной Азии. Есть ли достижения на этом направлении?

- Среди центральноазиатских стран СНГ наиболее развиты межрегиональные, особенно приграничные связи субъектов Российской Федерации с партнерами из Республики Казахстан. Казахстан находится на втором месте после Украины по количеству заключенных соглашений межрегионального сотрудничества с субъектами Российской Федерации (более 200). Активно действует Межрегиональная ассоциация Сибирского соглашения (МАСС), объединяющая 12 российских и 9 казахстанских областей. Имеющиеся здесь возможности интеграции хозяйственных систем, совместного использования производственной и социальной инфраструктуры открывают перспективы восстановления и расширения экономических, культурных и гуманитарных связей, обеспечения стабильности по периметру границ России, а также оказания практической поддержки нашим соотечественникам на пространстве центрально-азиатских стран СНГ (около 7 млн).

Какую роль в набирающем обороты российско-китайском сотрудничестве играет взаимодействие на уровне регионов?

- Сотрудничество российских регионов с партнерами из КНР становится неотъемлемым компонентом наших двусторонних отношений. Китай, и прежде всего его северо-восточные провинции, остается ведущим партнером в торгово-экономических связях с десятью субъектами Российской Федерации Дальневосточного федерального округа.

За последнее время сложилась достаточно стройная система взаимодействия и координации межрегионального и приграничного сотрудничества между российскими и китайскими партнерами как на центральном, так и на местном уровнях. Это взаимодействие предполагает активное "подключение" местных органов исполнительной власти, а также финансово-хозяйственной и бизнес-элиты. При этом существенную роль играет такой механизм, как постоянная рабочая группа по межрегиональному и приграничному сотрудничеству российско-китайской "Подкомиссии по торгово-экономическому сотрудничеству" двусторонней Межправкомиссии.

Практическое выполнение достигнутых договоренностей осуществляется в рамках утвержденной программы положительно зарекомендовавшего себя "Российско-Китайского Координационного совета по межрегиональному и приграничному торгово-экономическому сотрудничеству".

Какова роль в развитии международного сотрудничества регионов Консультативного совета субъектов Федерации по международным и внешнеэкономическим связям при МИД России?

- Консультативный совет субъектов Федерации по международным и внешнеэкономическим связям при МИД России (КС) функционирует с 1994 года и вносит действенный вклад в укрепление межрегионального и приграничного сотрудничества. Членами КС по рекомендации глав администраций регионов являются, как правило, их заместители или министры, ведущие вопросы международного сотрудничества.

С момента организации проведено 13 заседаний Консультативного совета, на которых рассмотрены актуальные вопросы содействия российским регионам в развитии международных контактов, в формировании механизма их координации. В рамках Совета разработаны рекомендации по подготовке и подписанию соглашений субъектов Федерации с зарубежными партнерами, открытию их представительств за границей, организации деловых зарубежных поездок, приему в регионах иностранных делегаций и др.

Материалы заседаний Консультативного совета, российский и зарубежный опыт межрегионального и приграничного сотрудничества, сведения о международных форумах и организациях, занимающихся данной проблематикой, публикуются в регулярно издаваемом информационном бюллетене Совета, который рассылается во все российские регионы и загранучреждения МИД России.

Необходимо отметить, что МИД России и другие федеральные органы исполнительной власти оказывают содействие субъектам Российской Федерации в осуществлении ими международного сотрудничества при строгом соблюдении суверенитета и территориальной целостности нашего государства.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала