> Творчество Сурикова - высшая точка в развитии исторической живописи в России X1X столетия, а его роль в русском искусстве той эпохи может быть сравнима лишь с вкладом Ильи Репина в становление бытового и портретного жанров.
Художник написал не очень много картин, но каждая становилась творческим подвигом и событием в жизни России. "Утро стрелецкой казни" было показано на выставке Товарищества передвижников 1 марта 1881 года - в день убийства Александра 1 народовольцами. Далее последовали трагические "Меншиков в Березове" /1883/ и "Боярыня Морозова" /1887/ - "самое значительное по глубине и многогранности жизненного содержания" творение Сурикова, как считает крупнейший знаток отечественного искусства X1X-ХХ веков, действительный член РАН Дмитрий Сарабьянов.
Вместе эти холсты образуют историко-психологическую трилогию, где взаимодействуют массы и личности, где каждый раз по-особому намечены отношения героя и народа, героя и истории. Автор избирает главными действующими лицами людей, верных своей идее, готовых пострадать в борьбе за нее, но не ведающих правды. Эти герои, по его убеждению, воплощают собой "те трагедии, которые возникают на скрещении честных людских помыслов и скрытых от большинства людей законов истории", отметил Сарабьянов. Суриков не осуждает их заблуждений, он "просто рисует жизнь такой, какой она была, могла бы быть и есть". Соприкосновение с творчеством художника раскрывает правду жизни "в еще большей ее сложности, ее противоречивом, но героическом величии".
Семь лучших полотен мастера, где полнее всего проявились его талант и оригинальный подход к исторической картине, одно за другим приобрел Павел Третьяков. Теперь только в живописной части собрания Третьяковская галерея хранит 120 произведений Сурикова, в том числе великолепный "Этюд головы боярыни Морозовой", пейзажные зарисовки Москвы, Сибири, Италии.
Над любой из своих больших, подчас огромных, картин художник работал тщательно и серьезно, проверяя на натуре и лица, и мельчайшие детали, создавая десятки эскизов композиции. Его поиски достоверности каждой фигуры или головы напоминают бесчисленные подготовительные этюды к "Явлению Мессии" Александра Иванова. Острота психологических характеристик переплетается с пластической выразительностью - автор стремился, например, чтобы сани боярыни Морозовой "поехали", и сумел добиться эффекта движения.
Живую и задорную картину "Взятие снежного городка" /1891/ - свой шедевр на тему русской зимы - художник создал в Сибири, куда уехал на три года, тяжело переживая смерть жены. Холст послужил прологом к "Покорению Сибири Ермаком" /1895/ - ее замыслом завершилась поездка на родину. В конце века главной для Сурикова стала героическая тема: тема народной удали, силы и единства ощутима в полотнах "Переход Суворова через Альпы" /1897/ и "Степан Разин" /1900/. Как и "Ермак", обе находятся в Русском музее.
Суриков сильно повлиял на младшие поколения художников - Рябушкина, Рериха, Аполлинария Васнецова, на группу "Бубновый валет", но уже никто не достиг суриковского масштаба. Живописец редкого и многогранного дарования, он создавал замечательные пейзажи и портреты современников. Но в историю искусства Суриков вошел прежде всего как первый, кто заговорил о трагической правде отечественной истории, выработав для этого своеобразный метод "монументального реализма". Его появление с разных сторон подготовили Ге /полотна "Петр и Алексей" и "Тайная вечеря"/, Крамской /"Христос в пустыне"/ и Репин с "Царевной Софьей". Но Суриков воистину неповторим, не похож ни на предшественников, ни на современников. В его полотнах история впервые предстала как движение народных масс - главных участников исторического процесса. Мастер увидел в русском народе подлинного героя, способного к подвигам и борьбе за собственную правду. Он сумел постичь трагедию России, раскрыть драматизм народной судьбы - с ней были связаны все помыслы художника, выразившего сложное взаимодействие истории и современности. История для него не застыла, но продолжилась в настоящем, сохраняя все человеческие типы и характеры.
Родившийся в Красноярске в старинной казачьей семье, потомок тех, кто пришел в Сибирь с Дона вместе с Ермаком, в детстве окруженный предметами старины, Суриков проявлял живой интерес к ним и к окружающей природе, постоянно рисуя с натуры. Художественные способности мальчика рано заметили не только родные, но и посторонние люди. Местные меценаты, прежде всего городской глава золотопромышленник Кузнецов, предоставили юному Сурикову стипендию для обучения в Академии художеств, и в 20 лет он отправился с обозом в Петербург. Поступив в Академию не сразу, а лишь в 1870 году, он вскоре показал на выставке первую самостоятельную картину "Вид памятника Петру I на Сенатской площади". За время учебы Суриков получил последовательно малую и большую серебряную медали, малую золотую медаль.
По окончании Академии, в звании "художник 1-й степени", он переезжает в Москву, чтобы работать над росписью Храма Христа Спасителя. К сожалению, в 1970-е годы снесен дом у Пречистенских ворот, где жил молодой живописец, а на его месте установлен памятник Энгельсу. В дальнейшем судьба художника, как и сюжеты многих его картин, в основном была связана с древней столицей, где он и похоронен на Ваганьковском кладбище.
Художник не оставил воспоминаний, но охотно рассказывал о себе младшим коллегам - Максимилиану Волошину, Сергею Глаголю, чьи записи дают богатый материал. Из них известно, в частности, что пластический мотив "Стрельцов", идущих на смерть с зажженными свечками в руках, возник под впечатлением от горящих свечей на улице, что увиденная в дачной избе группа домашних, ютившихся возле стола в дождливый день, вызвала к жизни образ меншиковской семьи в Березове, а чернеющая на снегу ворона - образ ярой противницы церковных реформ Никона, раскольницы Феодосии Морозовой.
Фактура суриковских холстов - не гладкая, а будто "перепаханная" кистью, а пасмурный колорит при ярком свете играет богатством красок. Знакомый с поисками французских современников-новаторов, потрясенный импрессионизмом Моне не меньше, чем мощью Микеланджело и реализмом Веласкеса, Суриков стал одним из первых пленэристов России. Отдал он и дань исконно русской сказочной декоративности. Любимая гамма живописца - зимняя, холодная с яркими всплесками цвета, где глубокими аккордами звучат на снегу и морозе фигуры людей - боярыни Морозовой и провожающих ее в ссылку или персонажей холста "Взятие снежного городка". Стала крылатой фраза, которую приписывают Сурикову-педагогу: "Рисовать можно научить и зайца, а вот колориту не научишь".