Мстислав Ростропович, Юрий Башмет, Валерий Гергиев, а также неизвестная нам, но оказывается уже давно популярная в США, там и проживающая группа исполнителей музыки кантри "Берингов пролив".
Хор и оркестр Мариинского театра Санкт-Петербурга выдвинут сразу по двум номинациям "хор" и "современная классическая композиция".
Эта двойная корона увенчала неистовый труд дирижера Валерия Гергиева, чей вкус и глубина проникновения в музыку безупречны и убедительны, а исполнение сочинений Софьи Губайдуллиной можно признать совершенным.
К слову, Мариинский театр сегодня лидер нашей оперной и балетной сцены.
В отличие от Большого театра Мариинка сохраняет дух творческого поиска и филигранного мастерства. Балетная труппа сумела восстановить славу русского балета времен Петипа и Фокина, а опера по своей свежести и красоте голосов не имеет равных. Наконец, театр не боится рисковать - вручить постановку в прошлом году "Щелкунчика" блистательному художнику Михаилу Шемякину - на такой эксперимент в России сегодня практически никто не способен.
Имя Мстислава Ростроповича украсило номинацию Грэмми - "лучшая запись классической музыки". Ростропович выступает здесь как дирижер Лондонского симфонического оркестра с исполнением "Одиннадцатой симфонии" Дмитрия Шостаковича. Это сложнейшее сочинение, которое требует от оркестра и его дирижера строгости и вдохновения.
В номинации Грэмми "инструментальное соло с оркестром" было названо имя знаменитого скрипача Юрия Башмета. Так было отмечено виртуозное исполнение концерта грузинского композитора Гия Канчели. Здесь музыка вступает в соревнование с исполнителем, Канчели требует от скрипача виртуозности, скорости и напряжения равного напору Паганини, и Башмет успешно выдерживает этот музыкальный натиск.
Россияне не впервые получают Грэмми за исполнение классических произведений. В прошлом году среди победителей был ансамбль нашего скрипача Гидона Кремера. В номинации "исполнение небольшого ансамбля" музыканты получили признание за программу "После Моцарта", где блестяще сыграли музыку россиян Шнитке, Раскатова и Сильвестрова.
Грэмми - это музыкальная нобелевская премия. Это - признание музыканта современным, идущим в ногу со временем.
Международное признание, отмеченное Грэмми, свидетельствует, что наша музыкальная школа при всех потерях последнего времени сохраняет высокий класс.
Кстати, пять недавних персональных именных стипендий президента Владимира Путина, назначенных российским молодым музыкантам, тем, кто еще учится в консерватории - тоже красноречивая примета возрождения интереса к идеальным порывам человеческой жизни. Примета, предсказывающая будущие победы.