Рейтинг@Mail.ru
Третьяковка приглашает полюбоваться картинами Марка Шагала - РИА Новости, 05.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Третьяковка приглашает полюбоваться картинами Марка Шагала

Третьяковка выставляет Шагала и Кандинского

Читать ria.ru в
Очень ненадолго, только до марта 2003 года, свое законное место в экспозиции Третьяковской галереи заняли картины Василия Кандинского и Марка Шагала. Несколько полотен, известных всему миру как шедевры русского авангарда, сделали краткую остановку дома в промежутке между заграничными турне. Сегодня работы этих мастеров - настоящие "звезды", почти непрестанно находящиеся "на гастролях" в разных концах света.
МОСКВА, 9 января. /Корр. РИА "Новости" Елена Титаренко/. Очень ненадолго, только до марта 2003 года, свое законное место в экспозиции Государственной Третьяковской галереи /ГТГ/ заняли картины Василия Кандинского и Марка Шагала.

> Несколько полотен, известных всему миру как шедевры русского авангарда, сделали краткую остановку дома в промежутке между заграничными турне. Сегодня работы этих мастеров - настоящие "звезды", почти непрестанно находящиеся "на гастролях" в разных концах света. Так, холсты Кандинского недавно вернулись из Японии, где с успехом прошла крупнейшая в последние годы его персональная выставка.

Как сообщила в интервью РИА "Новости" старший научный сотрудник ГТГ Светлана Маслова, в Стране Восходящего Солнца из наследия первого абстракциониста было "показано все, что есть в России". Уже весной картины отправятся на Запад - в Испанию. Все лето 2003 года выставка Василия Кандинского будет открыта в Барселоне, в октябре она переместится в Мадрид, где холсты из России останутся до конца января 2004 года.

А пока столичные зрители могут вновь на Крымском валу увидеть классику - прославленную "Композицию VП" /1913/, "Импровизацию холодных форм" /1914/, "Смутное" /1917/, "Белый овал" /1919/, а также работу Кандинского позднего периода - "Движение" /1935/.

Рядом в постоянной экспозиции "Искусство ХХ века" помещены картины Шагала витебского периода - поры выдающихся творческих открытий: "Над городом" /1914-1918/, "Ландыши" /1916/, "Венчание" /1918/ пронизаны трепетным, полным фантазии восприятием российской реальности. Три ранних работы ярко иллюстрируют становление Мастера, еще при жизни превратившегося в легенду искусства ХХ века. По сути, это знаковые произведения - проникнутые мощным темпераментом, они отмечены окончательно сложившейся к тому времени неповторимой манерой Шагала.

В марте персональная выставка Шагала откроется в Париже, в Национальной галерее Гран-Пале. В июле эта же обширная экспозиция развернется в музее Сан-Франциско /США/. Но некоторые полотна из собрания ГТГ уже уехали в Амстердам на выставку "Семь панно Марка Шагала", сказала Маслова.

Еврейский исторический музей показывает в своих стенах "ударные" экспонаты из Третьяковки - семь панно большого формата, написанных в 1920 году для оформления интерьера Еврейского камерного театра в Москве. "Введение в Еврейский театр", "Любовь на сцене" и фриз "Свадебная трапеза", а также знаменитые аллегории Музыки, Танца, Театра и Литературы - все эти холсты были созданы за два года до того, как художник навсегда покинул Россию.

Вскоре после закрытия театра панно тоже оказались "в изгнании": более полувека пролежав в запасниках, они вновь увидели свет лишь в 1991 году. Бригада реставраторов ГТГ под руководством Алексея Ковалева, проделав титанический труд, фактически спасла панно, и каждый раз их демонстрация становится праздником для Третьяковки.

И у самих художников - Василия Кандинского /1866-1944/ и Марка Шагала /1887-1985/, в начале 1920-х годов покинувших Россию, и у их работ судьба сложилась непросто. Два первооткрывателя в искусстве, стоящие в одном ряду с такими титанами ХХ века, как Казимир Малевич, Павел Филонов, Наталья Гончарова, Владимир Татлин, на родине долгое время были скорее легендой, чем реальностью. Их наследие, хранящееся в отечественных музеях, в СССР фактически было исключено из художественной жизни страны.

Напротив, за рубежом они были известны еще до Первой мировой войны, а в 1930-е годы к ним пришла настоящая слава. Познали оба и гонения: Кандинский в 1933 году был вынужден уехать из Германии, где преподавал в знаменитой школе Баухаус, активно выставлялся и даже принял гражданство. До конца дней он прожил в Париже, там же в 1923 году поселился и Шагал.

В 1937 году их заочно объединила в Германии выставка "Дегенеративное искусство", устроенная нацистами в Мюнхене. Вскоре Шагалу пришлось вообще покинуть Европу - в годы Холокоста он спасся в США.

Как и прочие лидеры новаторского искусства России ХХ века, оба художника подверглись на родине замалчиванию, что усугублял их отъезд в эмиграцию. Официальные идеологи СССР удерживали их картины под замком, подальше от зрительских глаз, до тех пор, пока не рухнула вся старая система ценностей. Хотя Третьяковка, Эрмитаж и Русский музей давно располагают великолепными собраниями работ Кандинского и Шагала, относящимися к наиболее ценимому раннему периоду, десятки лет они "лежали под спудом" - творчество эмигрантов не позволялось пропагандировать.

Лишь в 1973 году, когда слава Шагала была поистине всемирной, "пробили" его выставку в Третьяковке - тогда и сам автор впервые после 1922 года приехал в Россию. Кандинский же был выставлен широко только в 1989 году, хотя некоторые его работы мелькнули на прогремевшей выставке "Москва-Париж" /1981/.

Прорывом в неведомое пространство авангарда казался до 1985 года крохотный зал ГТГ, где работы крупнейших мастеров эпохи экспонировались не десятками, что было бы вполне реально при богатстве фондов, а по одной-две картинке.

При этом еще в 70-е годы музеи СССР начали предоставлять работы "запретных" живописцев на зарубежные выставки, носившие такие характерные названия: "Кандинский. Тридцать картин из советских музеев" /Париж, 1979/.

Подлинный масштаб этих художников показали персональные ретроспективы, прошедшие в Москве и Ленинграде на постперестроечной волне заполнения лакун в истории российского искусства. Тогда выставки авангарда становились событием, собирая огромные очереди.

Однако уже около 10 лет всерьез познакомиться с Шагалом или Кандинским в России не удается: даже после открытия экспозиции ХХ века Третьяковка чаще, чем в отечестве, показывает наследие "великих" за рубежом, где оно широко известно и востребовано. Вызывая все нарастающий пиетет, оба мастера выставлялись в Европе и США и в 10-е годы ХХ века, и в 20-е, а с начала 30-х художников из России охотно принимали лучшие музеи и галереи Старого и Нового света /не стали исключением даже военные годы/.

Тогда же работы Кандинского стали покупать крупные собиратели - Соломон Р.Гуггенхайм и Артур Дж. Эдди /США/, Митчел Т.Садлер /Великобритания/, Виллем Беффи /Дания/. И уже в 1937 году его холсты появились в коллекции Музея Соломона Р.Гуггенхайма /Нью-Йорк/, а затем и в других ведущих музеях современного искусства - Центре Жоржа Помпиду /Париж/, галерее Ленбаххауз /Мюнхен/. Не уступал Кандинскому и младший коллега - Шагал: его наследие хранят Музей Людвига /Кельн/ и Базельский музей искусств, музеи Лондона, Иерусалима, Парижа, Нью-Йорка, Монреаля и т.д., а в Ницце открыт Музей Шагала.

Количество частных коллекционеров, обладающих работами двух этих авторов, практически не поддается учету. В ранг национального достояния оба мастера возведены сразу в нескольких странах - от Германии и Франции до Израиля.

Выдающиеся представители русской культуры, Кандинский и Шагал принадлежат мировому искусству ХХ века, а их наследие - "золотому фонду" Третьяковки, Русского музея и целого ряда сокровищниц российской глубинки. Их работы регулярно показывают в крупнейших музеях разных стран. Недавние примеры - международные выставки "Кандинский и Россия" в Швейцарии, "Марк Шагал: Еврейские традиции" в Испании.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала