Рейтинг@Mail.ru
На корейской шахматной доске фигуры выстраиваются для новой игры - РИА Новости, 05.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

На корейской шахматной доске фигуры выстраиваются для новой игры

Читать ria.ru в
МОСКВА, 4 января. /Политический обозреватель РИА "Новости" Дмитрий Косырев/. Если в последние месяцы все процессы, называемые в сумме межкорейским урегулированием, замедлились, кажется, до скорости черепахи, то сейчас дело снова перешло на бодрую кавалерийскую рысь. Ключевым этапом должны стать назначенные на начало следующей недели переговоры по "корейскому вопросу" в Вашингтоне между представителями дипломатических ведомств США, Японии и Южной Кореи.

Дипломаты сделают самую, видимо, важную часть работы - выработают /или попытаются/ единую позицию трех стран, то есть ответят на простой вопрос: о чем вести переговоры с Северной Кореей и чего от нее добиваться.

Если бы такие переговоры велись в самом начале президентства Джорджа Буша, то предмет их мог бы стать простым и приятным: экономическая интеграция КНДР с ее соседями, укрепление мер доверия и безопасности в Азии, и в очень дальней перспективе - объединение Кореи. По крайней мере прежняя администрация США не ставила палки в колеса процессу, шедшему именно в описанном направлении усилиями Сеула, Токио, Москвы, Пекина - да и Пхеньяна.

Малообъяснимая даже с точки зрения американских интересов корейская политика Буша привела к концу 2002 года ситуацию к кризису, очень напоминающему иракский. Начиналось все с обмена жесткими заявлениями между Пхеньяном и Вашингтоном, поскольку люди Буша очень старались показать, что с КНДР надо говорить совсем не так, как это делали при Клинтоне. Но как только в октябре прошлого года в Пхеньян все же отправился первый за два года относительно крупный американский дипломат, он привез оттуда кризис посерьезнее. А именно - информацию о том, что у КНДР якобы есть оружие массового поражения /ОМП/.

Никаких подтверждений этому нет до сих пор ни у кого. Вся октябрьская история слишком похожа на попытку северокорейского руководства силой вывести США из затянувшейся переговорной паузы, "спровоцировать диалог". Собственно, именно эту политику Пхеньян продолжил и далее, доведя дело до кризиса куда более серьезного. А именно, запустил заново атомную электростанцию с плутониевым реактором, выслал оттуда инспекторов МАГАТЭ и заявил, что выходит из договора по нераспространению ядерного оружия. Заметим, что такого типа реактор может наработать за несколько месяцев материала на четыре бомбы.

Поведение Пхеньяна не настолько безумно, как может показаться - оно проистекает еще и из экономической безысходности, хотя подается как дерзкая политическая акция. Атомная электростанция нужна стране еще и для того, чтобы вырабатывать энергию, а не только для шантажа Америки.

КНДР, напомним, заключила с США в 1994 году соглашение о строительстве новой атомной станции, с реакторами, неспособными обогащать уран. До ввода этой электростанции в строй США по этому соглашению поставляли КНДР топливо. И - перестали это делать после октября, когда обнародовали информацию о "программах по ОМП" в КНДР. Это не оставило экономике Северной Кореи никаких иных вариантов - самый быстрый способ закрыть "энергетическую дыру" есть именно разморозка существующей станции.

США, создавшие нынешний дипломатический тупик, вряд ли знают, как из него выйти. Официально они требуют лишь отказа КНДР от оружия массового поражения, притом что Пхеньян хочет за это подписания с США договора о ненападении. Впрочем, в целом позиция Северной Кореи сейчас обнадеживает - она согласна начать переговоры с США, в том числе прямые /ранее КНДР соглашалась говорить с Америкой только при участии посредников и вообще отказывалась идти на какие-либо уступки/.

Но вся проблема Вашингтона в том, что он такой политикой лишил себя союзников в Азии - ведь речь идет не только о нынешнем кризисе, а вообще о том, что делать с КНДР: уничтожать или вовлекать в сотрудничество. Союзники выступают за второй вариант и опасаются, что США выбрали первый.

Корейская пауза американской дипломатии объяснялась тем, что в Вашингтоне ждали выгодных для себя итогов президентских выборов в Южной Корее в декабре. Но получилось все наоборот, победа досталась Но Му Хёну, кандидату, выступающему за продолжение политики сближения двух Корей.

Возможно, поэтому накануне нового года сначала президент Буш, а затем госсекретарь Пауэлл заявили, что КНДР - это вопрос "дипломатический, а не военный", и что требуется "мирное решение" ситуации. То есть КНДР - не Ирак, смена режима там не планируется, и так далее. После чего мир вздохнул с облегчением и следит теперь за тем, как заново расставляются фигуры на корейской шахматной доске.

Конфигурация их получается занятная. Фигуры, конечно, расставляются Вашингтоном, который начал с двух традиционных союзников - Южной Кореи и Японии, которые и начнут переговоры в Вашингтоне. Видимо, сделано это для того, чтобы можно было оттолкнуться от итогов трехсторонней встречи США-Япония-Южная Корея на высшем уровне в Мексике в ноябре прошлого года. На этой встрече оба собеседника Буша сделали вид, что верят - а японцы, возможно, и правда поверили - что у Пхеньяна есть ОМП. И это можно считать успехом Буша.

С другой стороны, японцы и южнокорейцы твердо обозначили свою позицию - что они будут вести переговоры и сотрудничать с КНДР, нравится это Америке или нет. И если Вашингтон ждал, что хотя бы новые власти в Сеуле перейдут на его позицию, то получилось, как видим, обратное.

Уже сейчас видно, что Но Му Хён готов к более активной политике диалога с Пхеньяном, чем даже его предшественник Ким Дэ Чжун. В Сеуле были сделаны заявления, что Но скоро посетит Пхеньян, что у него есть многомиллиардные экономические планы помощи Северу. А накануне встречи в Вашингтоне стало известно, что южнокорейская дипломатия хочет выступить в невиданной для себя роли - "посредника" между Пхеньяном и Вашингтоном, в том числе и в заключении пресловутого договора о ненападении. Раньше Сеул никогда за всю историю раздела Кореи так явно не показывал свою дистанцию от корейской политики США.

И именно Но Му Хён постарался найти на доске место для двух других ключевых фигур в корейском вопросе - Китая и России. Накануне вашингтонских переговоров посланцы Сеула были отправлены в Пекин и Москву /в российской столице переговоры намечены на это воскресенье/. Южнокорейские дипломаты говорят о том, что им нужна активная роль России в предстоящей игре.

Япония ведет примерно ту же политику. Ожидается, что приезжающий в конце следующей недели в Москву премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми обсудит корейскую проблему с Владимиром Путиным. Возможно, на эту тему будет сделано заявление или декларация.

Токио в целом ближе к позиции Вашингтона, чем Москва или Сеул или Пекин, но есть вполне понятные пункты, по которым позиция как России, так и Японии и Южной Кореи, а также и Китая, совпадает.

Прежде всего, никому не нужны сюрпризы Пхеньяна в виде громких заявлений и еще более громких акций в виде удаления из страны инспекторов МАГАТЭ и возобновлению бесконтрольной работы ядерного энергетического комплекса. Никому не нужно ядерное оружие на полуострове, в частности, если ядерная Северная Корея приведет к появлению ядерной Южной Кореи или Японии. Всем нужен ответственный сосед, строго соблюдающий свои международные обязательства.

Но все также нужна ответственная Америка - если она, конечно, хочет сохранить свое влияние в тихоокеанском регионе. Ответственная Америка должна, в частности, выполнять рамочное соглашение с КНДР 1994 года и в целом оставить свои попытки изолировать КНДР, постепенно начав помогать ей интегрироваться в тихоокеанское и мировое сообщество наций. Возможно, именно сейчас для администрации Буша самое время оценить, чего она добилась своей неадекватной политикой по корейскому вопросу - и чего лишилась благодаря таковой.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала