- Первый вопрос очевиден: успешный это был год для российской дипломатии или нет?
- Если говорить в целом, то сейчас хорошо видно: наш внешнеполитический курс, основные направления которого были сформулированы без малого три года назад, после избрания Владимира Путина президентом страны, сегодня приносит реальную отдачу в плане укрепления безопасности России, содействия ее экономическому развитию и обеспечения жизненных интересов граждан. Думаю, что с этой точки зрения уходящий год был для нас неплохим, а по целому ряду направлений даже удачным.
Вот что хотелось бы сразу отметить. У нас, видимо, именно в этом году окончательно сложилась многовекторная политика, в которой различные географические направления и приоритеты не противоречат, а дополняют друг друга. То есть улучшение отношений с США помогает улучшить их с Европой - и, наоборот, то же относится к Азиатско-Тихоокеанскому региону. Нам в результате удалось серьезно продвинуться во всех этих направлениях.
Если говорить о неудовлетворенности, то, прежде всего, назову такое важнейшее направление нашей дипломатии, как СНГ. Здесь можно было добиться большего. Естественно, немало можно было бы еще сделать и на других направлениях, но в СНГ прежде всего.
- Вы упомянули о жизненных интересах граждан. Давайте об этом и поговорим. Например, перемены в самочувствии россиянина за рубежом - не худший показатель успехов внешней политики.
- Здесь действительно в целом есть перемены к лучшему. Знаете, мы очень чувствуем, что общее укрепление наших международных позиций и в целом улучшение образа России за рубежом повлияли на отношение к нашим гражданам, которые выезжают в различные страны по делам бизнеса, для различного рода международных контактов или просто для отдыха и туризма. Сегодня они могут чувствовать себя более уверенно, как представители государства, которое пользуется уважением в мире.
Конечно, многое зависит и от поведения самих россиян. Но думаю, что тот образ либо нищей, либо, наоборот, сорящей деньгами полумафиозной России, который стихийно, а порой и сознательно создавался на Западе в 90-е годы, постепенно уходит в прошлое. Сейчас, например, наши западные партнеры столкнулись с совершенно новым, непривычным для них явлением: представители российского бизнеса покупают не предметы роскоши или недвижимости, а контрольные пакеты крупных компаний.
Или другой пример. За последний год заметно возросло число обращений в наши посольства и консульства со стороны российских граждан по различным вопросам. Общее число таких обращений достигло порядка 800 тысяч. В основном это вопросы оказания правовой помощи. Нас это только радует, потому что говорит о том, что не только российское государство, но и формирующееся у нас гражданское общество все глубже интегрируется в глобальное мировое пространство.
- Вы упомянули перемены в положении российского бизнеса за рубежом. Экономическая дипломатия - что-то относительно новое для МИД. Как вы оцениваете ее результаты?
- Вообще-то экономическая дипломатия существовала всегда. Но вот сейчас вы задаете вопрос о ней раньше, чем, скажем, о вопросах безопасности. Случайно это? Вряд ли.
Мы наблюдаем тут вот какой процесс: с одной стороны, улучшение экономической ситуации в стране благотворно сказывается на ее международных позициях. С другой стороны, через активную внешнюю политику мы стремимся создать максимум благоприятных условий для дальнейшего экономического роста и деятельности российского бизнеса.
Многое получается, иногда бывает трудно. Есть у нас свой список упущенных возможностей и сорванных контрактов или тендеров. Но в целом 2002 год был весьма плодотворным. Достаточно назвать решения США и Европейского союза о признании рыночного статуса российской экономики, что будет очень серьезным подспорьем для отечественного бизнеса. В течение года несколько раз повышался кредитный рейтинг России. Все это, между прочим, во многом результат новой атмосферы доверия и партнерства в наших отношениях с США и ЕС. Это обстоятельство играет важную роль и в переговорах, которые мы ведем по вопросу о вступлении России в ВТО.
Российская дипломатия активно содействует энергетическому диалогу с США и ЕС, добивается создания в Европе общего экономического пространства. Тем более что уже скоро - после расширения ЕС - на его долю будет приходиться половина нашего торгового оборота. И здесь возникает целый комплекс конкретных торгово-экономических вопросов, которые необходимо решать, в том числе по дипломатическим каналам.
Наша торговля с Китаем уже приблизилась к 12-миллиардной отметке. Это успех. Осуществляются масштабные проекты промышленного и технологического сотрудничества с Индией и рядом других государств. За всем этим также стоит дипломатическая работа как по формированию общих политических рамок экономического сотрудничества, так и по дипломатическому сопровождению конкретных проектов. В их числе, например, строительство трансевропейского газопровода по дну Балтийского моря, а также реализация известного проекта "Голубой поток".
Мы все более напряженно работаем на многих международных экономических форумах - например, на АТЭС. Или, скажем, "восьмерка". Здесь уходящий год также был отмечен качественными изменениями. На саммите в Кананаскисе Россия окончательно стала полноправным членом "восьмерки". В 2006 году она будет председательствовать на этом форуме. Это важно отнюдь не по соображениям престижа. Участие в "восьмерке" позволяет нам вести речь о проектах многостороннего и двустороннего сотрудничества стоимостью в миллиарды долларов. Примером может служить достигнутая в Кананаскисе договоренность о Глобальном партнерстве против распространения оружия и материалов массового уничтожения.
За последние годы не было практически ни одного визита президента или министра иностранных дел в зарубежные страны, в ходе которых не проводилось бы встреч с представителями деловых кругов данной страны. Но часть такой работы проходит и на территории России, в тесном сотрудничестве с другими государственными ведомствами и руководством российских регионов. Например, только за последний год в пресс-центре МИД мы провели презентацию экономических возможностей двадцати субъектов Российской Федерации. То же самое делают и наши посольства.
В общей сложности за неполный год мы провели почти пятьсот экономфорумов, выставок, "круглых столов", бизнес-семинаров по экономической тематике. И это только по линии МИД. В экономической области мы продолжим тесное взаимодействие с руководством федеральных округов, регионов и субъектов Федерации для их более плотного включения в межрегиональные экономические связи.
В целом, одна из главных внешнеполитических задач предстоящего года - еще больше приблизить нашу внешнюю политику к решению конкретных задач в экономической, культурной и других сферах.
Теперь о том, что не получается. Например, наша дипломатия приобрела определенный опыт работы с крупными компаниями. А вот оказывать эффективную поддержку предприятиям малого и среднего бизнеса нам еще предстоит научиться, тем более что это проблема не только внешней, но и внутриэкономической политики. В этих вопросах мы активно взаимодействуем с Торгово-промышленной палатой и различными ассоциациями мелкого и среднего бизнеса.
- Усилились позиции России в мире или ослабли? Слушают нас, когда мы говорим о своих интересах, или нет? Я имею в виду уже не только экономику.
- В целом можно говорить об укреплении роли нашей страны в мировых делах. Практически не было ни одной сколько-нибудь значимой международной проблемы, в решении которой не участвовала бы Россия. Это касается прежде всего деятельности Совета Безопасности ООН, в котором Россия не только продолжает выполнять свои функции постоянного члена, но и оказывает реальное воздействие на решение вопросов мира и безопасности. Самый яркий пример - принятие резолюции 1441 Совета Безопасности по Ираку.
Опыт научил нас вот чему: нельзя быть робкими в высказывании своей позиции, в защите своих интересов. Помните разговоры несколько лет назад о том, что позиции России ослабли, ее внешняя политика должна стать скромной? Так вот, практика показывает, что наши позиции будут слабее там, откуда мы сами будем уходить. А если мы будем активными во всех областях - политической, экономической, военной - то нас никто ниоткуда не вытеснит, и наши интересы ущемлены не будут.
- Теперь о безопасности: стал ли этот мир более безопасным для России в истекшем году, или нет?
- Вы знаете, что сейчас происходит изменение, определенная переоценка самого понятия "безопасности". Раньше безопасность больше связывали с тем, есть ли для страны угроза от того или иного государства. Так вот, в этом смысле России, может быть, впервые в ее истории не угрожает ни одно государство. Точно также, как, кстати, Россия не рассматривает ни одну страну мира в качестве противника или врага. Удивительное, знаете ли, чувство - мы не стоим, как это было в предыдущие годы, на грани ядерной катастрофы или какого-то глобального столкновения.
В этой обстановке легче решаются многие вопросы, раньше казавшиеся очень тяжелыми. Так, один из главных итогов года состоит в том, что мы сумели не допустить подрыва стратегической стабильности в результате одностороннего выхода США из Договора по ПРО. Новый российско-американский Договор предусматривает дальнейшие глубокие сокращения ядерных потенциалов. Мы и только мы будем определять структуру и состав наших ядерных сил. Созданы новые рамки стратегических отношений между нашими странами. Все это означает, что Россия сможет и впредь поддерживать свою стратегическую безопасность на должном уровне, спокойно осуществлять военную реформу, не втягиваясь в новую разорительную гонку вооружений.
Или возьмите создание Совета Россия-НАТО, где государства НАТО и Россия имеют равные права при обсуждении и принятии решений. Более того, фактически НАТО поставила сегодня в качестве своих главных приоритетов те же задачи, которые стоят у Совета Россия-НАТО. А именно - борьбу с новыми угрозами, прежде всего терроризмом.
Вместе с тем мир, все мы, избавившись от прежних страхов, приобрели новые. Сегодня никто не застрахован от угрозы международного терроризма. Это - факт, изменивший мир в корне. В корне меняются подходы к обеспечению национальной безопасности. Возникают новые, непривычные ситуации.
Возьмите такое явление, как военное присутствие США в некоторых государствах Центральной Азии, которое возникло в связи с проведением международной антитеррористической операции в Афганистане. Как оценивать этот факт с точки зрения общих интересов борьбы с террористической угрозой, исходившей с территории Афганистана? Выиграли или проиграли интересы безопасности России и наших партнеров по СНГ от того, что эту угрозу в значительной степени удалось ликвидировать? Мне кажется, что ответ на этот вопрос очевиден.
Многое можно говорить о переменах в мире из-за изменения характера угроз, но в целом мы наблюдаем, что мир еще никогда после Второй мировой войны не был столь сплочен в борьбе с общим злом. Это чувство нового мирового единства, конечно, полностью отвечает национальным интересам России.
- И все это разрушится, если начнется война с Ираком?
- Мы затратили громадные усилия на то, чтобы иракский вопрос находился в поле международного права, решался на основе резолюций Совета Безопасности ООН. Сейчас у нас есть резолюция 1441, над выполнением которой мы работаем вместе с Соединенными Штатами и мировым сообществом в целом, и должны добиваться тех целей, которые в резолюции четко сформулированы. А именно - чтобы в Ираке не было оружия массового уничтожения. Для того чтобы добиться этой цели, война не нужна.
- Что касается СНГ, то именно на этом направлении, казалось бы, положительных сдвигов в 2002 году было сколько угодно. Почему же вы недовольны?
- Мы многое сделали, конечно. И вот этот прорыв, это ускорение движения как раз и свидетельствует, как многое, оказывается, достижимо. Да, мы укрепляем СНГ, мы укрепляем ЕврАзЭС. Важным положительным итогом уходящего года стало создание Организации Договора о коллективной безопасности. Эта новая структура призвана стать основой системы безопасности на пространстве СНГ, включая формирование сил быстрого развертывания. Это, безусловно, важный элемент укрепления национальной безопасности и самой России.
Но все равно этого мало, возьмем хотя бы вопрос о расширении торговли, активизации множества экономических проектов с разными странами СНГ. Думаю, именно здесь нам предстоит приложить основные усилия в 2003 году среди прочих задач, которые стоят перед внешней политикой России.