Наблюдающийся в последнее время в мире подъем общественного интереса к фундаментальной физике - одно из самых необычных социальных явлений нашего времени. Дело, наверное, в замечательной способности этой науки объяснять окружающий мир и в глубокой таинственности многих разделов "новой физики". Физика, единственная среди естественных наук, претендует на роль всеобъемлющей дисциплины, предметом изучения которой является Вселенная в целом. Способность физики обнаруживать единство в странном и загадочном мире, окружающим нас, не может не воодушевлять.
Физика, особенно "новое" ее направление - исследование антимира, "околдовала" Роальда Сагдеева еще в московском университете, куда он поступил после окончания средней школы в Казани. После университета Сагдеев распределяется в институт атомной энергии, где директором был еще Игорь Курчатов.
В 1961 году, когда Хрущев дал деньги на Академгородок под Новосибирском, молодой ученый поехал туда работать в Институт ядерной физики. После возвращения в Москву Сагдеева совершенно неожиданно для него самого в 1973 году назначают директором Института космических исследований /ИКИ/ - головного "здания" космической программы СССР.
Начало 70-х - годы, когда советская космонавтика начала понемногу сдавать позиции: только что была безвозвратно проиграна гонка за Луну. К этому времени погиб Гагарин, умер Сергей Королев. Однако успешная реализация программ пилотируемых полетов "Союз-Салют", один из первых международных космических проектов "Венера-Галлей /"Вега"/, душой которого был Сагдеев, быстро вернули СССР статус ведущей космической державы.
После начала перестройки уже академик Сагдеев попадает в рабочую группу, сформированную лично Горбачевым, которой было поручено заниматься проблемами научного обоснования ядерного разоружения. Именно Сагдееву в основном принадлежит заслуга в том, что Горбачев в середине 80-х годов не дал себя втянуть в масштабную гонку космических вооружений, которую старался навязать Рейган, объявив о начале выполнения знаменитой программы "звездных войн".
В 1990 году Герой социалистического труда, лауреат Ленинской премии Роальд Сагдеев, женившись на внучке американского президента Дуайта Эйзенхауэра, Сьюзен, иммигрирует в США. Случай, конечно, в те годы, да, скорее всего, и сейчас, беспрецедентный. По этому поводу было множество различных высказываний: от слащаво восторженных до откровенно хамских, недостойных даже страниц "желтой" прессы.
"Решение уехать было для меня нелегким, я оставлял здесь прежде всего свой институт, работу, космические проекты, друзей... То, что со мной произошло, - это просто реализация давней юношеской мечты полететь на другие планеты".
Мечта, конечно, мечтой, но, к сожалению, решение об отъезде ученый принимал не только по личным мотивам. Основная причина - бедственное положение в отечественной фундаментальной науке в целом, глубокий кризис в космической области, в частности. "Той страны, где науку ценили, пусть как служанку, уже не стало. Что касается Штатов, то здесь научная жизнь невероятно бурная, особенно сейчас, благодаря интернету. Уровень науки здесь такой, что сюда приезжают ученые со всего мира, поэтому держишь руку на пульсе всех мировых достижений".
Оценивая сегодняшнее положение в российской науке, Сагдеев замечает, что она "напоминает вывеску на сельсовете "Все ушли на фронт". Остались старики и дети. Надо оценить реальные возможности, сузить фронт, сконцентрировать усилия на проблемах, где мы еще можем сказать свое слово".
Именно с концентрацией усилий на ключевых проблемах, в частности, в космонавтике - проблема. Сегодня основное предпочтение, а, следовательно, основные деньги, отдаются программе международной космической станции /МКС/, развертывание которой по причине перерасхода средств со стороны США и недостаточного финансирования Россией уже практически остановлено. Однако при общем бюджете всей космической отрасли в 6,5 млрд рублей 4 млрд выделяется в 2003 году именно на МКС. Это мало как для проекта в целом, так и для обеспечения графика работ по российскому сегменту станции.
Но самое главное состоит в том, что при таком "дележе" страдает наиболее "прибыльное" направление отечественной космической отрасли: транспортные системы "Прогресс" и "Союз". Выделенных на 2003 год 1,7 млрд рублей хватит лишь на два "Прогресса" и три "Союза".
"Ради международной станции России придется свернуть все прочие проекты - изучение природных ресурсов, зондирование Земли, метеоспутники, навигацию, - комментирует ситуацию Генеральный директор Российского авиационно-космического агентства Юрий Коптев. - За последние 10 лет Россия в космосе ужалась до минимума, сократила две трети программ. Уже 6-7 лет наша страна, несмотря на многие обещания, в том числе зарубежным партнерам, не запускает научные аппараты. В 2003 году космическая наука вновь останется на Земле. И это при том, что самые громкие фундаментальные открытия совершаются ныне в космических лабораториях".
Но физика и космос не могут не воодушевлять. Примером тому служит неплохое, по российским меркам, положение в родном Сагдееву Академгородке. Ученые из Института ядерной физики, используя идею электронного ускорителя по созданию облучения, при помощи ряда иностранных фирм-инвесторов успешно разработали такой ускоритель, который предполагается использовать как в космосе, так и на Земле, в частности, в сельском хозяйстве.
Может быть, пора с "фронта" - домой?