В обычный год - и опыт предыдущих лет это также подтверждает - уже к весне экономика, оправляющаяся от вынужденного праздничного безделья, от почти неизбежного зимнего повышения тарифов на газ, электричество и железнодорожные перевозки, начинает демонстрировать признаки роста, выходя к середине года на очень приличные показатели. Оживают к тому времени и публичные политики, достигая апогея активности к началу бюджетного процесса, когда всем им - от центристов до крайне левых и правых - по статусу положено критиковать исполнительную власть, требовать увеличения бюджетных ассигнований, вносить коррективы в текущие правительственные реформы. В результате правительственно-парламентская коалиция обычно приходит к новой формуле стабильного компромисса, а избежавшая влияния политических кризисов экономика продолжает свой плавный рост.
Замеры общественного мнения, проведенные социологами в последние предновогодние недели, дают основания предположить, что отлаженная ранее схема сработает и в будущем году. Однако есть нюансы, делающие окончательный вывод не вполне однозначным. Ведь в конце 2003 года предстоят выборы в Госдуму, а вслед за ними стартует президентская избирательная кампания. Влияние политической борьбы, конкуренция на электоральном поле неизбежно возрастeт, а значит, стоит подумать о возможных сюрпризах.
По результатам опросов Фонда "Общественное мнение", наиболее привлекательной для относительного большинства избирателей в декабре была партия "Единая Россия". Иначе говоря - партия власти. Ей отдают свои предпочтения 24-25 проц опрошенных, то есть ровно четверть тех, кто может придти в декабре 2003 года к избирательным урнам.
Следом, но не обгоняя, идет КПРФ - приблизительно 22 проц респондентов. Любопытно, что такая тенденция наблюдается уже несколько лет. А поэтому, если другие партии не совершат политических прорывов, то уже за год до выборов можно сказать, что расклад сил в Госдуме останется прежним.
Реальные шансы на электоральную победу, по данным Фонда "общественное мнение", имеют ЛДПР, "Яблоко" и Союз правых сил. Правда, они движутся с большим отрывом от лидеров, балансируя на уровне 5-7 проц. Эту тенденцию также можно рассматривать как долгосрочную - она тоже поддерживается не первый год. Так что вряд ли кто-то из указанного "трио" в течение предстоящего года сумеет потеснить фаворитов избирательной гонки. Но и на скамейке запасных они едва ли останутся.
В отличие от "Единой России" и КПРФ, которые можно назвать партиями крупных (хотя очень по-разному понимаемых) социальных интересов и относительно рационального выбора, ЛДПР, "Яблоко" и СПС - это, скорее, партии избирательских симпатий и антипатий, очень субъективных, а потому практически неискоренимых. Характерно, что у всех трех партий есть не только убежденные сторонники, но и не менее твердокаменные противники.
По данным Фонда "Общественное мнение", фракцию ЛДПР не хотели бы видеть в будущей Государственной Думе 18 проц опрошенных. А за Владимира Жириновского на президентских выборах ни в коем случае не проголосовали бы 52 проц респондентов. Это абсолютный рекорд неприятия российскими избирателями отдельно взятого политика и его политической партии.
Правда, и у СПС, и у "Яблока" целеустремленных недоброжелателей тоже хватает - по 8 проц у каждой. За Бориса Немцова и Григория Явлинского на президентских выборах не стали бы голосовать ни при каких условиях соответственно 29 и 24 проц опрошенных. Но для них это совсем не провал. Существует политическая аксиома: если вокруг много недругов, то обязательно найдутся и друзья, которые будут действовать по принципу: "враг моего врага - мой друг". На предыдущих выборах это сработало, так что за парламентское будущее Жириновского, Явлинского и Немцова беспокоиться, наверное, не стоит.
Так что уже за год до парламентских выборов можно сказать, что главные их фигуранты не просто определены, но и отранжированы. Учитывая стабильность предпочтений российских избирателей, сделать это не слишком сложно. Однако ключевой политический вопрос наступающего года заключается даже не в электоральном выстраивании партий, а в том, насколько думские выборы повлияют на политику правительства и особенно - на его кадровый состав: ведь главный политический приз для любой партии в любой стране - это возможность участвовать в формировании правительства. Но вот как раз на этот вопрос социологи, к сожалению, ответа не имеют.
Зато, похоже, он есть у президента. Отвечая 19 декабря в прямом эфире на вопросы россиян, Владимир Путин высказался в том духе, что в такой большой, многонациональной, многоконфессиональной стране, как Россия, назначать и снимать министров должен президент, а не парламент.
Правда, если быть совсем уж точным, то косвенное подтверждение того, что позицию президента можно рассматривать, как предварительную интерпретацию результатов предстоящих парламентских выборов, социологи все-таки имеют. По данным Фонда "Общественное мнение", текущий рейтинг Владимира Путина составляет 53 проц - такого уровня поддержки не было ни у одного российского лидера с тех пор как в стране впервые начали проводить открытые социологические исследования. И, кстати, он намного выше нынешнего рейтинга парламентской "партии власти".